Многолетним опытом развития предпринимательства в западных странах доказано, что значительный вклад в экономику привносят предприятия малого бизнеса. Именно малый бизнес может чутко реагировать и подстраиваться к запросам рынка и потребителей.
Малый бизнес России заметно отстает от темпов Европы по причине экономической нестабильности, недостаточной правовой базы защиты малого бизнеса. Поэтому идеи и опыт европейских стран, в первую очередь лидера в этой области бизнеса – Германии, где к категории среднего и малого бизнеса относятся более девяноста девяти процентов всех предприятий, очень полезны.
В частности, очень интересен способ пополнения правовой базы с помощью применения на практике, наряду с законами, директивами и регламентами, таких документов как рекомендации, получившие юридическую силу и регламентирующие определенные вопросы малого бизнеса, например, определение статуса микро и малых предприятий. Рекомендации, вошедшие в регламенты, становятся обязательными. Рекомендации определяют порядок финансовой отчетности, в том числе в отношении учета рабочей силы предприятий.
Организационно предприятия малого бизнеса в Германии по своему усмотрению могут регистрироваться как партнерство, состоящее из нескольких или одного физического лица, которые указываются в учредительных документах. Регистрация малого бизнеса как юридического лица совсем не обязательна.
Неоценима имущественная поддержка, оказываемая предприятиям малого бизнеса. Для предприятий сельхозпроизводства, например, затраты по найму работников компенсируется в объеме 10-20 процентов, уникальны такие виды поддержки, как единовременная выплата до 1 миллиона евро для предприятий, созданных женщинами, возмещение затрат на участие в выставках, на привлечение консультантов и учебу сотрудников.
Заслуживают особого внимания широкие полномочия отдельных земель Германии. Помимо единой государственной программы, дающей общие направления поддержки, отдельные земли принимают свои эффективные меры, конкретизируя размеры и способы выделения помощи малому бизнесу.
Отличительная особенность немецкой структуры помощи малому бизнесу заключается в том, что все выделяемые через нее средства и льготы доходят до адресата, а выдача им кредитов – перспективна и выгодна.