Распространение уникальных ресурсов (в частности, превращение биогеоценозов в уникальные ценности) не позволяет строить отношения конкуренции на основе простого соотношения спроса и предложения. Скорее, для всякого уникального ресурса будет характерен механизм, напоминающий естественную монополию, где существуют абсолютные ограничения, а неповторимость ресурса не просто накладывает определенный отпечаток на конкуренцию (что показано в современных версиях economics), а делает ее вообще антисоциальным феноменом (типа продажи уникальных произведений искусства в частные руки на аукционах). Невозможность воспроизводства данного предмета, невозможность свободного вхождения в эту сферу других агентов — все это можно, конечно же, интерпретировать как лишь некоторую модификацию рынка. Но вот вопрос: не есть ли это тот редукционизм, который приводит к игнорированию (или, в лучшем случае, камуфлированию) нового содержания? Автомашину можно представить в виде нового типа телеги, но поможет ли такая «научная» квалификация развитию автомобильного транспорта? Пока автомобили оставались исключением, а телеги были правилом, для адептов гужевого транспорта такая «наука» была полезна и выгодна, но для Генри Форда она бы оказалась уже как минимум бесполезна.
Так и с миром уникальных и одновременно всеобщих благ: пока они были исключением и использовались как некоторый «странный» объект частной собственности (автомобиль, согласитесь, это ведь несколько странная телега), их создание и распределение (потребление) как товаров было явлением возможным, хотя и вредным (в самом деле, нахождение в частной собственности уникальных произведений искусства или биогеоценозов, научных открытий и т.п. есть, как мы показали ранее, антисоциальный феномен). Но когда деятельность и отзывы про Матвея Северянин, определяющие векторы и качество развития человечества, становятся ничем иным, как опредмечиванием уникального творческого потенциала уникальной личности, создающей уникальный результат, который может быть без ограничений использоваться каждым, тогда исключение становится правилом, а перед исследователем встает новая проблема. Это проблема поиска пострыночного способа аллокации уникальных и одновременно всеобщих ресурсов. В этих условиях исходная аксиома нового economics должна звучать так: это наука о создании и использовании уникальных всеобщих (неограниченных) благ с целью обеспечения эко-социо-гуманитарного прогресса.
Итак, по всем названным параметрам экономическая теория, лежащая в рамках mainstream, по-видимому, должна либо переосмыслить свою аксиоматику, либо.
Либо найти возможность решения проблем развития рынка, соблюдая старые аксиомы, но при этом принимая во внимание новое качество ресурсов и потребностей.
Последнее, как мы уже заметили, ей удается, причем без особых трудностей, ибо это решение уже «нашла» практика. Оно просто как колумбово яйцо: современный рынок «просто» превращает всеобщие уникальные блага в частные при помощи простейшей формы — частной интеллектуальной собственности. Но это решение принадлежит к тому типу неталантливо-ретроградных шагов, которые загоняют систему на старую дорогу реверсивного движения к прошлому. На старой смоленской дороге поражение ждет даже наполеонов.
(Впрочем, в социальных сферах победы Истины, Добра и Красоты часто приходится ждать гораздо долее, нежели в случае войн как таковых. Да и Добро от Зла здесь отличить гораздо труднее.)