В структуре любой крупной современной организации имеется огромное количество специализированных отделов, обеспечивающих внешнюю поддержку организации и производственному процессу. Например, в университете мы найдем эксплуатационные службы, музей, университетскую газету, книжный магазин, типографию, бухгалтерию, экспедицию, службу безопасности, коммутатор, службу расселения студентов. Никакое из этих подразделений не является частью рабочего ядра, никакое не участвует в обучении и исследованиях, не поддерживает их непосредственно (как, например, вьічислиїельньїй центр или библиотека), однако все они существуют для обеспечения косвенной поддержки основных функций университета. В производственной фирме такие подразделения представляют собой целую гамму, от юридической консультации до заводской столовой.
Удивительно, но все эти вспомогательные подразделения целиком и полностью игнорировались в литературе по организационным структурам. Чаще, они объединяются с техноструктурой и называются «персоналом», который обеспечивает помощь управлению. Однако все эти вспомогательные отделы большей частью сильно отличаются от техноструктуры. Они не занимаются стандартизацией и не могут быть восприняты в качестве советчиков. С другой стороны, они выполняют совершенно разные функции. Университетское издательство выпускает книги, факультетский клуб поддерживает социальный статус профессоров, эксплуатационные службы приносят деньги. Почему в больших организациях имеется столь много вспомогательных отделов? Ведь большая часть их услуг может быть обеспечена внешними подразделениями, тем не менее, организация предпочитает самообеспечение. Почему? Следуя логике Томпсона, мы можем утверждать, что наличие вспомогательного персонала отражает попытку организации обеспечить более жесткие границы, для того чтобы предотвратить неопределенность и непосредственно контролировать свои дела. Издавая книги в собственном издательстве, университет снимает известную неопределенность, связанную с внешними издательствами; собственноручно ведя судебные дела, производственные корпорации сохраняют строгий контроль за нанимаемыми адвокатами; кормя рабочих в заводской столовой, администрация сокращает обеденный перерыв. Многие вспомогательные отделы самодостаточны: они являются мини-организациями, многие с собственным эквивалентом рабочего ядра, как в случае с университетской типографией. Эти подразделения пользуются ресурсами более крупной организации и, в свою очередь, обеспечивают ей особые услуги. Но функционируют они независимо от основного рабочего ядра.
Вспомогательные отделы могут быть обнаружены на различных уровнях организационной иерархии. В большинстве производственных фирм отдел по связям с общественностью и официальные советники расположены рядом с верхушкой пирамиды. На средних уровнях образуются отделы, которые поддерживают решения, принимаемые на этом уровне, такие, например как характер производственных отношений, индексация цен, исследования и развитие. Наконец, на низших уровнях образуются отделы с более стандартизированной работой, которая сродни деятельности рабочего ядра — заводская столовая, экспедиция, приемная, бухгалтерия.
Важно отметить, что в последние десятилетия происходил, можно сказать, драма’ґкческий рост числа вспомогательных отделов и техноструктуры в организациях. Развитие вспомогательного персонала, возможно, было самым драматическим по срав-т нению с развитием других видов специализации в течение нашего столетия. Фирмы, работающие по новым направлениям индустрии, имеют в среднем одну единицу вспомогательного персонала на трех работников, занятых в основной сфере, а в некоторых случаях количество вспомогательного персонала превышает количество исполнителей.