Существует и еще одна возможность альтернативной организационной модели. Управление можно изобразить как перевернутую пирамиду. Этот тип организации связан обычно с работниками интеллектуальной сферы (имеющими дело с информацией и информационными технологиями) в различных организациях сервисного обслуживания1. В отличие от традиционной иерархии, эта перевернутая структура рассматривает руководителей как источник поддержки сотрудников, которые непосредственно работают с клиентами, обращающимися в организацию. По сравнению с традиционными иерархиями, такая структура предполагает большую степень децентрализации и совместное управление; косвенно предполагается также, что это скорее открытая, чем закрытая система, т.е. система, постоянно взаимодействующая со своим социальным окружением.
Интересное развитие получает также социально-гуманитарнаяу ценностно-гуманистическая ориентация в управлении организациями. Сравнительно недавно к обобщенным Д. Макгрегором организационным моделям, названным «теория X» и «теория У», была добавлена новая модель — «теория Z», которая обобщает ценности и характеристики деятельности многих современных японских корпораций2. Для «теории Z» центральным является предположение о том, что производительность определяется скорее социальной организацией, или организацией управления, чем технологическими изменениями. Делается акцент на доверие, близость и понимание. Предполагается, что большая увлеченность работников увеличивает производительность. Важную роль играет доверие работников своим руководителям. Если работники доверяют руководителям, то они смогут хорошо действовать даже в неопределенных обстоятельствах, разделять риск своей организации и жертвовать личными интересами. Предполагается также, что хорошие руководители знают личную жизнь своих подчиненных.
Не только интересно, но и важно отметить, что гуманистическая ориентация в управлении, как и во времена Конфуция, опять приходит с Востока. Осмысление этого и ряда других обстоятельств должно стимулировать серьезные исследования роли социально-культурных факторов в формировании методологической основы теорий менеджмента.