Превращение свободного времени во время досуга предполагает, далее, формирование капиталом такой системы институтов организации нерабочего времени, которая соответствует задачам развития его гегемонии и обеспечивает расширенное воспроизводство названных технологий бытия человека как марионетки капитала. Это институты (понимаемые и как «правила игры», и как организационные структуры) воспроизводства потребительски-конформистских систем ценностей и мотивов деятельности. Последние могут быть как рациональными (классический «вещизм», вырастающий еще из товарного фетишизма и ориентирующий работника на достижение стандарта «дом, две машины, двое детей в колледже»), так и симулятивными (о них мы уже писали), как материальными, так и духовными (вот здесь уже включается масскультура и СМИ).
Как итог, капитал формирует определенный образ жизни, превращая человека в (используем образа нашумевшего в 2000-е гг. фильма) раба ма- трицы1. За этим образом стоит система сознательно и субъектно сформированных и объективно, стихийно сложившихся манипулятивных экономических, социальных и т.п. воздействий, превращающих самое содержание и образ жизнедеятельности человека в функцию капитала, а Личность — в пассивного конформиста (марионетку, смирившуюся со своей общественной ролью) или Хама (активного субъекта воспроизводства системы манипулирования -подчинения). Подчеркнем, что все это ныне не столько специфические функции государства и институтов идеологии, сколько часть процесса экономической деятельности корпоративно организованного капитала, одно из важных слагаемых его тотальной гегемонии.
Парадокс этого феномена состоит в том, что, с одной стороны, содержательно творчество не может быть капиталистическим, содержание творческой деятельности (в отличие от разделенного частичного труда работника как придатка машины) освобождает человека и потому не позволяет подчинить его никакой отчужденной внешней силе, в том числе — капиталу. Этот тезис мы уже аргументировали выше и еще вернемся к нему в ином контексте (доказывая неадекватность капитала для мира креатосферы). С другой стороны, однако, капитал объективно стремится к такой организации творчества, когда оно по своему содержанию становится механизмом подчинения Человека капиталу. Так возникает дурная антиномия: капитал не может подчинить содержание творческой деятельности и он не может не подчинять ее.
Не разрешением, но [псевдо]снятием этого парадокса может стать только одно: наличие такой деятельности, которая содержательно будет подчинять человека капиталу, одновременно будучи как бы творчеством (превратной формой и/или симулякром последнего). Такой формой теоретически может быть создание как бы новых результатов (симулякров феноменов культуры) в процессе деятельности как бы творцов (субъектов труда, подчиняющего Человека капиталу). Практически эти феномены хорошо известны и давно описаны в литературе — это деятельность профессионалов в превратном секторе. Именно здесь и создаются симулякры новых культурных феноменов (от рекламных роликов, призывающих купить абсолютно новый вид кока-колы, или новейших по спецэффектам з,4,.,n.D-блокбастеров до элитарных перфомансов и психо-сексо-. и прочее.логических философских трактатов).
Сказанное есть ничто иное, как выведение (путем проведения подкрепленного обращением к практике теоретического исследования проблемы единственно возможного пути разрешения выделенного выше реального противоречия между капиталом и творческой деятельностью) следующего положения: для [превратной] капиталистической формы генезиса креатосферы характерно двоякое замещение: (і) креатосферы превратным сектором и (2) творца — «профессионалом».
Основа этого замещения в том, что характерные для современного буржуазного общества технологии (в том числе компьютерные, информационные) предполагают и воспроизводят господство превратных форм творческой деятельности.
Вследствие этого замещения господствующим пространством развития новых форм капитала и его гегемонии становится сфера «вторичных» и «третичных» производственных отношений и шире — превратного (бесполезного) сектора, где собственно и развиваются par excellence (по преимуществу. — авт.) и наиболее интенсивно современные (в том числе — симулятивные, часто имеющие виртуальный вид) формы рынка и капитала.