Сложные организации — фабрики, ^больницы, школы, армии, агентства — повсюду представлены в современном обществе, однако наше понимание их ограничено и фрагментарно.
Тот факт, что из организаций вытекали значительные и иногда ‘пугающие последствия, заставляет признать наличие у некоторых индивидов глубокого понимания этих социальных инструментов. Однако индивидуальное понимание и личный опыт далеко не всегда приводят к формированию социально закрепленного корпуса знаний, адекватного для подготовки следующего поколения администраторов, для проектирования новых стилей организации, новых целей, для их контроля, для определения отличительных аспектов современного общества.
Знания по поводу сложных организаций разбросаны в различных областях и дисциплинах, и связь между этими знаниями весьма слаба, она напоминает скорее струйку, чем поток. Отмечая существенный разнобой в школах менеджмента, Дж. Томпсон, тем не менее, полагает, что в основе фактически любых представлений лежат две фундаментальные модели, которые были выявлены А.У. Гоулднером: «рациональная» и «естественная». Названия моделей соответствуют их описанию.
Соглашаясь с этой классификацией и признавая ее основополагающей, Дж. Томпсон считает необходимым добавить, что «рациональная» модель является результатом стратегии закрытой системы исследования организаций, а «естественная» — вытекает из стратегии открытой системы.