В условиях относительного сокращения материального производства и необходимости развития креатосферы у капитала есть только три возможности реакции на эту объективную необходимость.
Первая. Торможение прогресса творческой деятельности и консервация прежней системы с доминированием материального производства (индустриального или даже доиндустриального типа) и соответствующими социально-экономическими отношениями.
Вторая. Развитие субститутов креатосферы (рост превратного сектора).
Третья. Подчинение времени и пространства свободного развития человека (потенциально открытого для развития креатосферы) капиталу и превращение его в составную часть экономического процесса капиталистического производства.
Первый путь доминирует в системах, ориентированных на консервативное, «фундаменталистское» направление эволюции капитализма (он, в частности, начал активно пропагандироваться частью российского чиновничества и капитала в период, когда пишутся эти строки).
Второй и третий интегрируются современным глобальным капиталом, создающим условия, в которых на место креатосферы приходят ее субституты (квазитворчество в сфере финансов и т.п.) и превратные формы организации свободного времени, превращаемого капиталом во время досуга.
Проблема, однако, в том, чтобы это подчинение стало не только формальным, социально-экономическим, но и реальным, технологическим. Для этого надо не просто превратить свободное время и процесс формирования Человека в капиталистический по социально-экономической форме, но и так трансформировать самое содержание («технологию», природу) свободного времени и всего процесса воспроизводства Человека как личности, чтобы независимо от [капиталистической] формы само содержание этих процессов делало из человека марионетку капитала, раба его глобальной гегемонии.
Именно такая трансформация осуществляется путем превращения свободного времени во время досуга, культуры — в масскультуру, знаний — в интеллектуальный товар, образования — в производства специалистов для тотального рынка и т.п. Повторим: вследствие этих трансформаций происходит не просто «надевание» капиталистической формы на свободное время, культуру, образование и т.п., а изменение их содержания.
Рассмотрим эти аспекты подчинения человека корпоративному капиталу подробнее.