Сети социальных отношений между индивидами и группами, статус определяемой ими структуры составляют основу социальной организации коллектива. Однако этим ее основа еще не исчерпывается. Другой важной составляющей социальной организации является система разделяемых всеми членами коллектива убеждений и принципов, которые служат стандартами для поведения людей в организации. Основные проблемы, возникающие в процессе социального взаимодействия между людьми, состоят в определении того, как именно люди должны действовать в каждом конкретном случае, какие действия они должны предпринимать в ответ, какие именно аспекты заслуживают особого внимания. Во-первых, кристаллизуются общие ценности, определяющие жизненные цели, которые человек готов отстаивать, например такие, как наша вера в демократию или важность финансового успеха для нашего сознания. Во-вторых, социальные нормы определяют общие представления о приемлемом и неприемлемом поведении, а социальные санкции предотвращают возможные нарушения этих норм. Социальное санкционирование правил поведения отличается от моральных принципов и норм, оно ближе к роли обычаев и традиций. Если ценности определяют цели того или иного способа поведения, то социальные нормы отделяют поведение, приемлемое для достижения данных целей, от неприемлемого. Следует заметить, что кроме норм, которым должны следовать все, возникают различного рода ожидания, которые ассоциируются с различными социальными позициями. Например, предполагается, что в нашем обществе юбки должны носить только женщины. Другой пример: предполагается, что лидер должен вносить свои предложения в случае возникновения затруднений, в то время как рядовой член коллектива может лишь принимать участие в общем обсуждении.
Эти две составляющие социальной организации — сети социальных отношений и общие ориентации — достаточно часто обозначаются как социальная структура и культура. Любое общество имеет сложную социальную структуру и своеобразную культуру и любое сообщество внутри общества, любая группа могут быть охарактеризованы с помощью двух измерений социальной организации (за исключением специфического термина «культура», применяемого к большим социальным системам). Преобладающие стандарты культуры и структура социальных отношений служат упорядочению поведения каждого конкретного человека в коллективе. Когда поведение человека более или менее соответствует ожиданиям его коллег, когда уровень соответствия влияет, в свою очередь, на его отношения с окружающими и его социальный статус и когда его статус влияет на его желание соответствовать социальным нормам и возможностям достижения каких-либо благ, то его поведение можно считать социально организованным.
В отличие от социальной организации, возникающей всегда при совместном проживании людей, существуют организации, Создаваемые специально для достижения какой-либо цели. Если для достижения цели требуются коллективные усилия, то люди создают организацию для координации действий и для введения стимулов, обеспечивающих присоединение к ним других людей. Например, коммерческие компании создаются для производства товаров, которые могут быть проданы за определенную цену, рабочие организуют профсоюзы, для того чтобы иметь поддержку в своих спорах с работодателями. В этих случаях правила, которым члены организации обязаны следовать, и структура, которая определяет отношения между ними, не возникли спонтанно, в результате социального взаимодействия, а были сознательно созданы предварительно, для того чтобы направлять взаимодействие между членами организации. Отличительной чертой этих организаций является то, что они формально созданы для достижения определенной цели. Для их обозначения корректно использовать термин «формальная организация». Именно эта формальная направленность на достижение какой-либо ясной и четкой цели является критерием, отделяющим предмет дальнейшего рассмотрения от изучения всей организации в целом.