В последние годы стало ясно, кроме того, что размеры и структура расходов федерального правительства на НИОКР, а также другие аспекты политики, проводимой федеральными учреждениями, воздействуют на распределение научных и инженерных усилий между преподаванием, с одной стороны, и прикладными научными исследованиями и разработками — с другой. Махлуп и другие отмечали, что прикладные программы, подобные тем, которые осуществляет НАСА, конкурируют с преподавательской деятельностью за научные и инженерные таланты, в которых ощущается нехватка. Расширение таких прикладных программ может иметь отрицательные последствия, поскольку, сокращая приток преподавателей, они тем самым чрезмерно уменьшают и темпы роста притока научных работников и инженеров.
Были проведены исследования распределения научных работников и инженеров между преподаванием и другими видами деятельности; для получения правил «оптимального» распределения использовались простые модели. К сожалению, как признают авторы этих исследований, их качество страдает от того, что прикладная деятельность и преподавание могут требовать талантов несколько различного свойства, что имеющиеся в наличии данные совершенно не учитывают важные качественные различия среди научных работников и инженеров, а также от того, что модели слишком упрощают связи между преподаванием и НИОКР.
Тем не менее отправная мысль о том, что прикладные исследования и разработки конкурируют с преподавательской деятельностью за таланты, в которых ощущается нехватка, заслуживает внимания. Значительный интерес был проявлен также к тому, как субсидии федерального правительства университетам влияют на качество подготовки студентов.