Генри Минцберг — один из наиболее авторитетных теоретиков менеджмента в 1970—1980 гг., осуществивший попытку синтеза различных организационных теорий. В излагаемой ниже главе из книги (The Structuring of Organizations. P. 18—34), Г. Минцберг использует концепцию Дж. Томпсона и создает модель организации, состоящую из пяти относительно самостоятельных частей.
Теоретически простейшая организация при координации своей работы по производству товаров или услуг может полагаться на взаимное доверие. Исполнители основной работы вполне самодостаточны. По мере роста организации и возникновении более сложного распределения обязанностей ощущается возрастающая потребность в прямом контроле. Необходимы менеджеры для координации работы исполнителей. После появления менеджера возникает первый тип административного деления — между теми, кто выполняет работу, и теми, кто ее контролирует. Чем глубже дифференцируется организация, тем больше требуется менеджеров — не только управляющих исполнителями, но управляющих менеджерами. Так создается административная иерархия авторитетов. При продолжении процесса развития организация переходит к стандартизации, как способу координации работы исполнителей. Ответственность за основную часть стандартизации лежит на третьей группе, состоящей из аналитиков. Некоторые аналитики занимаются стандартизацией рабочего процесса, другие — стандартизацией продукта, третьи — стандартизацией квалификации специалистов. Если менеджеры берут на себя ответственность за координацию работы исполнителей с помощью прямого контроля, то аналитики берут на себя ответственность за менеджеров и исполнителей, осуществляя стандартизацию прямого контроля. А это значит, что системы, разработанные аналитиками, несут большую ответственность за координацию. Аналитики институциализируют работу менеджеров. Таким образом, организация состоит из ядра (исполнителей основной работы по производству товаров и услуг) и административного компонента (менеджеров и аналитиков, несущих ответственность за координацию работы исполнителей).