Однако возможности того, что транснациональные компании часто лишены гражданских прав в национальных политических дебатах, мы должны противопоставить частой реальности противоположною случая, при котором они покупают достаточное количество голосов на политическом рынке для того, чтобы использовать внешнюю политику страны в своих собственных целях. Исторически сложилось, что правительства США, Великобритании и других стран-инвесторов вовлечены в дорогостоящие внешние конфликты, защищающие интересы инвесторов, которые не соответствуют интересам других лиц, имеющих право голоса. И хотя это не приносит им никакой явной количественной выгоды, угроза искажения Внешней политики должна рассматриваться в качестве фактора, требующего отборочных ограничений ПИИ. Существуют дополнительные экономические аргументы в защиту налогообложения ПИИ, направленных за границу. Во-первых, крупные родные страны, такие как Соединенные Штаты Америки или Япония, могут предположительно пожинать плоды некоторых небольших оптимальных налоговых прибылей (наподобие рисунка 26.1), повышая поступившие до уплаты налогов прибыли ограниченного оттока инвестиций, хотя такая власть государств, возможно, уменьшается. Во-вторых, ПИИ могут нести в себе прибыли от внешних технологий. Несмотря на попытки компаний прибрать к рукам все плоды их технологий, многие конкурирующие компании могут все же получить часть их прибыли, используя обучение и имитацию. Если это так, направленные за границу ПИИ забирают из родной страны все такие внешние прибыли. То же самое можно сказать и относительно налогообложения прибылей от зарубежных инвестиций в качестве оплаты иностранной деятельности, хотя на практике нет гарантии того, что налог установлен на оптимальном уровне. Таким образом, можно прийти к следующим достаточно явным результатам для родной страны:
- Непосредственные рыночные воздействия ПИИ благоприятны для родной страны, если инвесторы рассматриваются как часть государства.
- Но этот результат становится обратным, если инвесторы не считаются частью родной страны.
- Существуют политические и экономические факторы, препятствующие направленным за границу ПИИ, и факторы, рекомендующие ограничить их в некоторой (спорной) степени.
Развитые страны, источники большей части мировых ПИИ, в действительности налагают некоторые ограничения на направленные за границу ПИИ. Их политики известным образом поддерживают направленные за границу ПИИ, потому что они налагают малые или не слишком большие налоги на доходы филиалов. Транснациональные компании, расположенные в родной стране, в основном рассматриваются как часть этой страны, и, таким образом, их выгоды от ПИИ имеют политическое значение. В частности, транснациональные компании удачно подчеркивают конкуренцию между компаниями разных стран за доли и доходы мирового рынка. При такой конкуренции использование иностранных филиалов является часто наилучшим способом конкуренции для транснациональных компаний (например, с помощью лучшего маркетинга филиалов в странах-устроителях, как мы говорили в предыдущем параграфе). Правительства родных стран в основном удерживаются от ограничения или налогообложения направленных за рубеж ПИИ, с тем чтобы компании данной страны могли лучше конкурировать на мировом рынке.