Что из себя представляют доходы и издержки контроля над притоками капитала? Основной издержкой контроля является потеря прибылей от международных займов, так как они ограничивают притоки капитала. В то время как последние могут приносить доход, уменьшая риск финансового кризиса, они являются второсортной политикой. Будет лучше, если правительство страны- заемщика сможет определить особые проблемы, которые могут привести к кризису, и начать справляться с этими проблемами (вспомните особое правило из главы 9). Например, если слишком большие краткосрочные займы в иностранной валюте появляются в связи с чрезмерными рисками, взятыми на себя местными банками, прямой политической реакцией является улучшение регулирования и надзора над банками. Если регулирование банков не может быть улучшено немедленно, контроль капитала может быть ответом не очень качественной политики. Однако контроль капитала теряет свою эффективность со временем, так как инвесторы и заемщики находят способы его обходить. Они, возможно, только выигрывают время, чтобы правительства могли принять политики улучшенного управления как улучшенное банковское регулирование. Более того, правительства могут также ошибаться при контроле притоков капитала. Например, Южная Корея сняла контроль краткосрочных банковских займов, в то же время продолжая ограничивать такие долгосрочные притоки капитала, как иностранные приобретения акций и прямые иностранные инвестиции. Корейские банки затем начали производить займы в большом размере, и это стало ключевым моментом корейского кризиса конца 1997 г.
В заключение хотелось бы сказать, что существует множество предложений по сокращению частоты финансовых кризисов, начиная от нереальных и спорных и заканчивая полезными и выполнимыми, и некоторые реформы уже были проведены. Международное кредитование приносит большие прибыли как стране-кредитору, так и стране-заемщику. Но международное кредитование иногда приводит к финансовым кризисам. Мы надеемся сократить частоту кризисов, разрешая появляющиеся кризисы и пытаясь свести к минимуму инфекцию.
«Позитивное» международное кредитование (или международные потоки капитала) приносит такое же благосостояние, как и международная торговля товарами. Международное кредитование увеличивает общий мировой продукт и приносит чистые прибыли как странам-кредиторам, так и странам-заемщи- кам, хотя существует несколько групп, которые теряют состояние в каждой стране. Правительство страны-кредитора или правительство страны-заемщика может установить налоги на международное кредитование. Если каждая страна имеет рыночную силу (то есть если она может влиять на мировые процентные ставки), она может попытаться улучшить свое благосостояние, устанавливая оптимальный национальный налог на международное кредитование. Но если другая страна делает то же самое со своим собственным налогом, обе страны могут плохо кончить.
История международного кредитования развивающихся стран показывает увеличение кредитования и текущих финансовых кризисов. Сильное увеличение кредитов в 1970-е гг. вследствие того, что банки повторно использовали нефтедоллары, привело к долговому кризису, начавшемуся в 1982 г. Этот кризис продолжался в 80-е гт. с низкими потоками капитала в развивающиеся страны. «План Брэд и» 1989 года привел к разрешению кризиса с помощью сокращения долга и перевода большей части долга банка в облигации Брэди. Потоки капитала развивающимся странам резко возросли в течение 1990-х гг., больше в форме портфельных инвестиций в облигации и ценные бумаги. Однако 1990-е гг. произошла серия финансовых кризисов: в Мексике в 1994— 1995 гг., нескольких азиатских странах в 1997 г. и в России в 1998 г.