С политико-экономической точки зрения обе его траектории (фашизм и социал-реформизм) стали формами подрыва власти денег (их бытием, характерным для ХХ века был, намеренно повторим, финансовый капитал) как единственной всеобщей меры ценностей и средства общественной связи при капитализме (напомним: первый шаг на пути «заката» капитализма — монополистический капитал — стал формой подрыва обособленности производителей как основы товарного отношения). И если в рамках социал-реформистской модели подрыв власти денег пошел по пути развития ассоциаций граждан — пусть частичных, переходных, подчиненных власти капитала, но реализующих задачи более или менее демократического по форме регулирования своей экономической и иной социальной жизни, то фашизм означал открытое развитие диктаторских псевдоассоциаций, корпоративных союзов — от тоталитарно организованных профсоюзов и партий до концлагерей.
В социальном пространстве, в отличие от первого шага подрыва власти капитала, который привел к углублению колониализма и формированию империализма в собственном смысле этого слова, второй шаг (развитие демократических социальных государств) характеризовался постепенным разрушением колониализма (деколонизацией) и формированием основ политически несколько более мягких (но экономически едва ли не более мощных) форм социально-экономического подчинения «Третьего» мира — неоколониализма.
Возникновение и упрочение «Мировой социалистической системы» неслучайно совпало по времени со вторым периодом в развитии позднего капитализма, когда социальное регулирование и ограничение товарноденежных регуляторов стало знамением времени.
Оба феномена были вызваны к жизни едиными основаниями, а именно: новыми процессами подрыва собственных основ «царства необходимости», связанными с мощной волной социального и научно-технического прогресса, особенно усилившейся в середине ХХ века (при этом МСС была также пронизана влияниями позднего капитализма, как и капиталистическая система — влияниями МСС; неслучайно с конца 1950х годов и на Западе, и в СССР начался период социально-гуманитарной «оттепели», сменившей сталинщину «у нас» и «холодную войну» с ее охотой на ведьм «у них»). Этими же причинами в конечном счете был вызван и распад колониального мира. В результате поздний капитализм вступил (авторы в данном случае рассматривают геоэкономический и геополитический аспекты) в период биполярного развития и де[ре] колонизации1.
При этом биполярность стала отражением не только сосуществования двух систем (напомним: мы отнюдь не считаем МСС адекватным воплощением новых социально-экономических отношений, приходящих на смену гегемонии капитала), но и двойственности мирового хозяйства. Противоречие укрепившихся ростков ассоциированного социального регулирования и видоизменяющейся вследствие этого (реформистской) модели гегемонии капитала пронизывало социально-экономическую жизнь на всех ее уровнях — от отдельного человека или фирмы до каждого государства, любого звена мирового хозяйства (включая МСС и «Третий» мир).
Во-первых, со стороны властвующих капиталистических монополистических структур. Это были ограничения как государства, так и, главным образом, транснациональных и национальных корпоративных союзов капитала, который может делиться своей властью лишь в определенных границах. Эти границы качественно определяются как такая мера перераспределения власти от капиталистических корпораций к ассоциациям граждан, которая не угрожает гегемонии первых.
Во-вторых, со стороны «пределов роста» общественной экономической формации в целом: человечество «вдруг» обнаружило мощные ресурсные (прежде всего экологические, но также бюджетные и т.п.) ограничения
Для этого периода (в отличие от предшествовавшего ему империализма или развертывающейся позднее глобализации) нет устоявшегося имени, что обусловило использование авторами выделенных выше двух не слишком удачных имен для его обозначения.