Во-первых, транснациональные компании имеют право выбора среди правительств и местных филиалов, находящихся в юрисдикции правительств, предлагающих низкие ставки налогов. ПИИ позволяют транснациональным компаниям обосноваться в стране с низкими налогами. Хорошо это или плохо с мировой точки зрения, зависит от использования налоговых поступлений и от того, ниже ли продуктивность компании-инвестора в стране с низкими налогами.
Во-вторых, транснациональные компании могут пользоваться трансфертными ценами и иными способами переведения большинства своих доходов в страны с низкими налогами, даже если доходы были получены в странах с высокими налогами. Трансфертные цены — это искусственная форма, которая может использоваться бухгалтерами любой компании, когда ее деятельность выходит за национальные границы. Для того чтобы снизить свои корпоративные налоги на доходы, компания может дать указание своему представительству в стране с высокими налогами назначить завышенную цену (или недоплатить) за товары и услуги, которые представительство покупает (или продает) у филиалов, расположенных в странах с более низкими налогами. В таком случае филиал, находящийся в стране с высокими налогами, не сообщает руководящим налоговым органам о своих больших доходах, в то время как представительство в стране с низким налогообложением не скрывает высокие прибыли. Доходы «переводятся» из представительства в стране с высоким налогообложением в представительство, находящееся в стране с низким налогообложением. В результате — снижение налогов для транснациональной компании, о которой идет речь.
Правительства знают, что транснациональные компании могут использовать трансфертные цены переведения прибылей в филиалы, расположенные в странах с низкими налогами, и таким образом снизить налоги. Многие правительства пытаются контролировать трансфертные цены для получения гарантии тою, что трансфертные цены, используемые между представительствами транснациональной компании, идентичны рыночным ценам, используемым независимыми фирмами при взаимных расчетах в сходных сделках. Однако определение того, отличаются ли трансфертные цены от рыночных, представляет собой сложный и дорогой процесс, и транснациональные компании обычно имеют возможность использовать трансфертные цены для изменения налогов, которые они платят (и изменения того, каким странам они платят налоги).
Естественно рассматривать прямые иностранные инвестиции в качестве заменителей экспорта, направленного головными компаниями (или другими компаниями родной страны) в страну-устроитель, как это утверждалось в главе 4 в отношении взаимозаменяемости торговли и международного движения факторов производства. Но оказывается, что транснациональные компании являются неотъемлемой частью международной торговли. Около одной трети мировой международной торговли составляет внутрикомланийная торговля дожду представительствами транснациональных компаний, расположенных в разных странах (то есть торговля между шловной компанией и одним из ее иностранных филиалов или между иностранными филиалами траыснациональной компании). Компонентом оставшейся трети международной торговли является транснациональная компания в качестве продавца (экспортера) или покупателя (импортера), торгующего с какой-то другой фирмой. Почему транснациональные компании настолько вовлечены в мировую торговлю? А главное, почему внутрикомпанийная торговля так важна? В каких случаях торговля и ПИИ взаимозаменяемы? Могут ли ПИИ дополнять торговлю? Мы ответим на эти вопросы сначала на примере легкого случая, при котором головная компания и ее филиалы задействованы в различных стадиях всеобщего производства, а затем перейдем к более трудному случаю, при котором филиал проводит такую же производственную деятельность, как и головная компания (или другие филиалы).