Существуют два основных источника опасности и возможных убытков со стороны Европейского валютного союза. Первая опасность состоит в том, насколько эффективно будет работать Европейский центральный банк в проведении единой валютной политики. Вторая опасность состоит в том, как экономика каждой страны-члена будет функционировать, когда экономические шоки будут по-разному воздействовать на страны.
Неуверенность относительно ЕЦБ возникает из-за различных причин, по которым разные страны поддерживают полный валютный союз, и от необычной структуры ЕЦБ. До существования валютного союза валютная политика в МВК эффективно велась центральным банком Германии. Эта организация весьма успешно справлялась с сокращением уровня инфляции ЕС, но Бундесбанк вел политику в основном, направленную на достижение успешного экономического функционирования Германии. Другие страны ЕС, особенно Франция, поддерживали валютный союз, так как единая для союза валютная политика могла быть более доходной при основании института ЕЦБ, единого для ЕС. Однако немцы могли только поддержать валютный союз, если бы ЕЦБ был создан по образцу Бундесбантса. ЕЦБ организован так, чтобы быть независимым от прямого политического влияния, и ему поручено проводить единую для ЕС валютную политику для достижения ценовой стабильности. Напряженность появилась сразу в течение первых месяцев 1999 г., так как экономический рост ослаб и уровень безработицы возрос во многих странах зоны евро. Национальные политические деятели публично потребовали ослабить валютную политику евро и настаивали, чтобы ЕЦБ сфокусировал все внимание на экономическом росте и уровне безработицы, а не только на стабильности цен. (В апреле 1999 г. ЕЦБ перешел к экспансионистской валютной политике, снизив намеченные цифры процентных ставок.) ЕЦБ принимает решения по валютной политике на основании большинства голосов руководящего совета, состоящего из 11 глав национальных центральных банков и 6 членов исполнительного совета. Неофициально известно, что существует место для «беспокойства» национальных экономик для выработки единых европейских политических решений. Точно неизвестно, будет ли эта структура успешной в установлении единой для европейского союза денежной политики, которая достигнет высокого уровня макроэкономического функционирования для еврозоны,
Вторая опасность существует для национального экономического функ- иионирования каждой страны-члена. Экономики стран-членов различны. Вероятно» что шоки будут воздействовать на страны по-разному, и экономические условия иногда будут меняться в зависимости от страны. Особенно слабый спрос вызовет депрессии в некоторых странах, в то время как спрос в других странах будет расти и их экономики — усиливаться. При валютном союзе каждая страна отказалась как от возможности проводить независимую валютную политику при возникновении внутреннего дисбаланса, а также от возможности использовать изменения валютного курса в качестве инструмента корректировок.
Каждая страна должна полагаться на другие механизмы сокращения дефицитов национального баланса. Фискальная политика присутствует, но существуют два опасения относительно ее эффективности. Во-первых, действует небольшая фискальная политика, которая включает первоначальную зону евро. При почти полном отсутствии общей фискальной политики в странах практически не существует автоматических стабилизаторов. Таким образом, высокие налоги от растущих стран не переходят «автоматически» в страны, подверженные депрессии, через их пониженные налоги и повышенные расходы. И здесь нет активных общих фискальных политик для помощи депрессионным странам.
Это приводит ко второй опасности: сможет ли каждая страна использовать национальную фискальную политику эффективно для улучшения своего внутреннего функционирования? Основное ограничение эффективного использования национальной фискальной политики — политическое. Фискальная политика может быть изменена только с опозданием, вызванным политическим процессом ввода в действие изменений и бюрократическим процессом, осуществляющим их. Следует также добавить, что как часть процесса движения к валютному союзу правительство Германии настаивало на Акте стабильности и роста, устанавливающем правило, по которому дефициты бюджетов национального правительства не должны превышать 3 процентов ВНП, с временными исключениями, вызванными необычными внешними шоками или жестокими национальными депрессиями. Страны, дефицит бюджета которых превышает 3 процента от ВНП, являются объектами валютных штрафов, если таковым странам не предоставлено исключение. Если это соглашение принимать всерьез, оно ограничит использование национальной фискальной политики и может временами приводить национальную фискальную политику к дестабилизации. Например, если дефицит государственного бюджета приближается к 3 процентам и страна находится в состоянии небольшой депрессии, правительство можно заставить повысить налоги или понизить государственные расходы для предотвращения дефицита от возрастания свыше 3 процентов. Данные фискальные изменения могут усилить депрессию.