Другая форма долга может помочь нам понять финансовый кризис. Краткосрочные кредиты, которые должны быть вскоре оплачены, могут стать основной проблемой, потому что иностранные кредиторы могут отказаться от их рефинансирования. Неспособность мексиканского правительства рефинансировать большое количество краткосрочных тесобонос, которые должны были быть вскоре оплачены, была основной движущей силой мексиканского кризиса 1994—1995 гг. В азиатском кризисе большое количество краткосрочных займов положенных к скорой оплате, произведенных банками, создало политическую дилемму для правительств стран. Правительства могли повысить процентные ставки для привлечения иностранного финансирования, но это ослабило бы местных заемщиков и нанесло вред банковским прибылям от займов. Вместо этого правительства могли гарантировать или принять на себя обязательства по иностранным займам банков в связи с необходимостью оградить банки от краха. Но правительства сами не имеют достаточного количества валюты для выплаты долгов, и, таким образом, они рискуют, направляя финансовый кризис на себя, потому что иностранные кредиторы могут потребовать немедленной оплаты. Краткосрочные обязательства опасны для страны-заемщика, потому чтс международные кредиторы могут без труда перейти от одного равновесия к другому в зависимости от их собственного мнения относительно перспектив страны. При одном равновесии кредиторы рефинансируют или отсрочивают краткосрочный долг, и это может продолжиться в будущем. Но резкий переход к другому равновесию, при котором кредиторы требуют оплаты, также возможен. Если страна-заемщик не может быстро произвести платежи, возникает финансовый кризис.
Эта инфекция может быть реакцией иностранных кредиторов, которые борются за выход. Может появиться стадное поведение. Заемщики часто не предоставляют полной информации кредиторам. Асимметричная информация может привести некоторых кредиторов к подражанию другим кредиторам, которые могут иметь большую информацию относительно заемщиков, или кредиторы могут испугаться, что другие страны-заемщики, возможно, будут иметь схожие с кризисом данной страны проблемы, даже если нет доказательств, что это правда.
Но инфекция может также быть основана на новом понимании реальных проблем в других странах, которые похожи на первоначальные проблемы страны, находящейся в кризисе. Финансовый кризис в одной стране может явиться «звонком “Просыпайся!”», может показать, что другие страны действительно имеют похожие проблемы. Кризис в Мексике привел к более жесткому «эффекту текилы» в странах, которые столкнулись с проблемами, сходными с мексиканскими, — валюты, которые испытали реальное увеличение стоимости, слабые банковские системы и повышение внутреннего кредитования — и относительно низкое количество официальных международных резервов. Азиатский кризис в Таиланде привел к пониманию того, что у Индонезии и Южной Кореи были похожие проблемы, включая ослабленный банковский сектор, понижающееся качество внутреннего накопления капитала, снижение темпа роста экспорта и фиксированные валютные курсы, которые могли не быть защищенными долгое время.
Анализ предполагает, что обе формы инфекции, возможно, важны и проявляются одновременно во многих кризисах. Первоначальная реакция на кризис в одной стране — часто простая инфекция, так как международные кредиторы практически прекращают все инвестирование развивающихся стран. Кредиторы затем исследуют другие страны более внимательно. Международные кредиторы возобновляют кредитование тех стран, которые, по всей видимости, не имеют проблем. Но финансовый кризис распространяется на те страны, которые имеют схожие проблемы. Хотя основа распространения кризиса состоит в понимании действительных проблем, он все равно является своего рода инфекционным эффектом. Без кризиса в первой стране другие страны, возможно, игнорировали бы их собственные кризисы.