Мы только что рассмотрели пять основных вопросов, которые могут повлиять на выбор страной политики валютного курса. Каждая страна должна принять свое собственное решение, и это решение зависит от сбалансированности ряда факторов, включая экономические вопросы, исследуемые здесь, а также политические вопросы. В то время как каждая страна имеет свои собственные проблемы, вызванные собственной экономической и политической ситуацией, мы можем, однако, различить среди данных пяти вопросов несколько факторов, которые являются наиболее значимыми для большинства стран.
Существует несколько сильных аргументов в пользу страны, принявшей плавающий валютный курс. Во-первых, плавающий валютный курс предоставляет более эффективное использование двух важных инструментов приспособления к внутреннему и внешнему балансам. Изменения валютного курса могут содействовать в приспособлении к внешнему балансу, а денежная политика может быть направлена на достижение внутреннего баланса, потому что ее не надо направлять на защиту фиксированного валютного курса. Во-вторых, плавающий валютный курс позволяет стране проводить цеди, приоритеты и политики, отвечающие ее собственным внутренним предпочтениям и нуждам, меньше беспокоясь относительно того, какое это наложит давление на валютный курс.
Мы видели, что растущее число стран использую политику плавающего валютного курса. Мировое сообщество переходит на плавающие валютные курсы. Преимущества независимости состоят в умении про водить политики для достижения внутренних целей, что делает выбор плавающего валютного курса весьма привлекательным, С другой стороны, растущее число правительств не хотят подчиняться предложению денег, процентным ставкам и другим политикам для защиты фиксированного валютного курса.
Однако регулируемый фиксированный валютный курс, который оставляет место для того, чтобы руководящие денежно-кредитные органы страны изменили или отказались от фиксированного валютного курса, иногда навлекает на себя атаку односторонней спекулятивной игры. Такая спекулятивная атака может изменить многое, но она не может заставить руководящие валютнокредитные органы сдаться, как это произошло в Мексике в конце 1994 г, в Таиланде, Индонезии и Северной Корее в 1997 г., в Бразилии в начале 1999 г В ответ некоторые страны приняли или рассматривают меры, которые создадут более неизменные фиксированные курсы.
Всеобщая тенденция национальных политик валютного курса заключается в стремлении к большей гибкости. Однако некоторые страны двигаются в противоположном направлении — к валютному курсу, который не только является фиксированным, но также трудным или даже неспособным к изменению. В данном параграфе мы исследуем валютные советы и «долларизацию» — две противоположные формы фиксированных курсов, которые могут быть приняты одной страной. В заключительном параграфе главы мы рассмотрим вопрос о последней форме фиксированных курсов — валютном союзе нескольких стран, которые договорились о принятии единой валюты.