В XX веке прямые иностранные инвестиции появлялись и исчезали, но в основном появлялись. Наивысшнй темп роста и большую часть всех международных инвестиций они приобрели в послевоенное время» приблизительно после войны в Корее (1950—53) и до первого нефтяного шока (1973—74). В течение этого периода над международными инвестициями преобладали стоки капитала из Соединенных Штатов. Американцы исторически выказали большее предпочтение ПИИ и прямого контроля, чем другие страны-инвесторы в частности Великобритания, Франция и богатые нефтью государства, которые перевели большую часть своих иностранных инвестиций в портфельные кредиты1. Таким образом, увеличение в первые послевоенные годы американского экспорта капитала способствовало международному признанию ПИИ и американских транснациональных корпораций. В 1970-х и начале 80-х гг. рост ПИИ замедлился, потеряв былое влияние вследствие двух волн портфельного кредитования: злополучное повышение кредитования развивающихся стран в 1974—1982 гг. (обсуждаемое в главе 20) и вследствие повышение кредитования Соединенных Штатов в 80-е гг. С середины 80-х гг. рост ПИИ активно возобновился, движимый повышением ПИИ японских компаний, а также фирм, расположенных в Южной и Восточной Азии — в 90-х гг.
Прямые иностранные инвестиции также изменили направление. Во-первых, в 1970-х и 80-х гг. они отошли от развивающихся стран, где встретили сопротивление и экспроприации, достигшие своей наивысшей точки в 70-е гг. Инвестирование развивающихся стран возобновилось в 1992 г., так как потоки ПИИ в развивающиеся страны сильнейшим образом увеличились. Растущие внутренние рынки, низкие производственные издержки и реформы экономических политик привлекли прямые инвестиции, особенно в небольшое количество развивающихся стран Южной и Восточной Азии и Латинской Америки, а также в Китайскую Народную Республику, с конца 70-х гг, открытую для иностранной торговли и инвестиций. Во-вторых, Соединенные Штаты привлекли больше притоков ПИИ, чем любое другое государство в 1980 гг. Доля Соединенных Штатов затем несколько снизилась, но они продолжали получать около одной пятой новых потоков ПИИ в середине и конце 90-х гг. В-третьих, усиление интеграционного процесса в Европейском Союзе привлекло ПИИ в ЕС, а также в страны — члены ЕС, а формирование Североамериканского Свободного Торгового Пространства (NAFTA) (одновременно с политическими реформами в Мексике) способствовало притоку ПИИ в Мексику.
Схема географического распределения прямых инвестиций восьми крупнейших стран-источников в конце 1996 г. В то время как ранее мы в основном рассматривали изменения в потоках новых прямых инвестиций, рисунке 27.1 показывает количество прямых инвестиций, а также скопление прошлых потоков в основанные позиции. Эти восемь стран являются источником приблизительно 76 процентов всех существующих прямых инвестиций, которые в 1996 г. в обшей сложности насчитывали около $3,1 триллиона. Фактически, развитые страны, как группа, в подавляющем большинстве случаев являются странами, производящими прямые инвестиции, которые составляют приблизительно 90 процентов от общего мирового количества.