Сохранение аналитических качеств рациональной модели предполагает согласованность и соответствие целей. В экономической теории за цель фирмы принимается максимизация прибыли. В финансовой теории — максимизация прибыли держателей акций. В теории бюрократии — часть миссии организации, направленная на выполнение социального предназначения. Под рациональными решениями понимаются такие, при которых имеется в виду реализация заданных целей.
Идентификация рациональности устанавливается при анализе процесса решения, а не результата, так как в принципе любые результаты совместимы с рациональностью. В литературе выделяются определенные требования к процессу рационального выбора с точки зрения сбора и использования информации. Информация должна:
добываться до принятия решения;
сконцентрироваться на проблеме и быть направленной на цель;
подтверждать документами наличие проблемы и необходимость ее решения или достижения цели;
подтверждать наличие более чем одной альтернативы для достижения цели;
иметь внутреннюю логическую согласованность;
быть ориентированной на максимизацию, в которой содержится оценка различных альтернатив достижения цели;
определять ценность своих исходных предпосылок.
К этому следует добавить, что выбор делается в пользу альтернативы, обеспечивающей наилучшую вероятность достижения цели или решения проблемы. Конечно, выполнение подобного процесса есть необходимое, но не достаточное условие доказательства рационального принятия решения.
В политической модели организации предполагается, что решения принимаются на основе предпочтений субъектов внутри организации, а не в интересах организации в целом. В рациональном выборе, напротив, акцент делается на максимизации цели без учета частных интересов внутри организации. Поэтому рациональные организации можно отличить от политических по степени, с какой выбор отражает предпочтения определенных групп внутри организации. Рациональная модель исходит из того, что информация и максимизация цели диктуют выбор; политическая — из того, что выбор детерминирован узкими, частными интересами. Выбор в рациональной модели должен соотноситься не с интересами групп, а с информацией по поводу наилучшей альтернативы.