Одной из наиболее неустойчивых сфер международной экономики на сегодняшний день являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Развивающиеся страны беспокоятся как о том, что иностранцы будут вкладывать в них капитал, так и о том, что они не будут этого делать. С одной стороны, их пугает эксплуатация, а с другой стороны — недостаточный доступ к иностранному капиталу, технологиям, умениям маркетинга и менеджмента. Беспокойство развитых стран связано с тем, что они не хотят быть как источниками, так и получателями прямых инвестиций. Разве отток из страны инвестиций не уменьшает возможность полной занятости в стране? Разве при притоке прямых инвестиций иностранцы не устанавливают чрезмерное влияние и контроль над экономикой страны? Разве не могут иностранцы в некоторых случаях получать контроль над оборудованием, содержащим секретные сведения, касающиеся национальной безопасности и национальной обороны?
Эти вопросы очень важны, поэтому правительства должны выбрать политические курсы по отношению к прямым иностранным инвестициям. Все правительства запрещают или ограничивают вложение прямых инвестиций в некоторые виды деятельности- В разных странах деятельность, подлежащая запрету, различна, но запреты направлены на ту деятельность, которая считается особенно неустойчивой к иностранному влиянию, включая национальные ресурсы, банки, газеты и другие коммуникативные средства информации, а также оборонные индустрии . В некоторых случаях правительства могут также регулировать операции иностранных компаний. Они могут потребовать права на участие во владении или управлении операциями, или обучения, приобретения компаниями деталей или частей, исследований или экспорта товаров. Правительства могут также использовать налоговую политику для влияния как на потоки прямых инвестиций, так и на деление инвестиционных прибылей между компаниями и правительствами. С другой стороны, многие правительства активно привлекают в свои страны транснациональные компании, предлагая нм различные формы субсидий.
Настоящая глава представляет широкий обзор того, что мы знаем о ПИИ. Мы рассмотрим причины возникновения прямых инвестиций. Глава также исследует следующий вопрос: имеет ли страна-источник или страна-устроитель достаточные основания для ограничения (иди содействия) появления прямых инвестиций.
Бухгалтеры, занимающиеся платежными балансами, обычно определяют яримые иностранные инвестиции как любой поток кредитования или приобретение собственности иностранного предприятия (обычно компаний), большая часть которых принадлежит лицам, постоянно проживающим в стране-инвесторе. В каждой стране определяется своя доля такого владения. Для Соединенных Штатов владение инвестиционными компаниями 10 процентами акций является достаточным в соответствии с официальным определением прямых инвестиций. Далее представлены примеры инвестиций, которые соответствуют или не соответствуют определению прямых иностранных инвестиций в США;