Эти две фабрики были выбраны для исследования ввиду того, что они очень близки во многих отношениях. Они производят одинаковый продукт, у них одинаковая технология, система маркетинга и даже одинаковое сырье. Основные компании тоже похожи: это крупные национальные корпорации, которые изобретают, производят и продают широкий набор потребительских товаров. В обоих случаях общее руководство находится на расстоянии ста миль от изучаемых предприятий. Фабрики отделены от других предприятий, расположенных в данной местности.
На обеих фабриках применяется сходный стиль управления. Они стремятся поощрять инициативу служащих и уделяют большое внимание отбору руководителей каждого отдела. Они четко определили две одинаковые цели. Первая — создавать, упаковывать, транспортировать продукцию на определенном уровне качества за минимальные цены в пределах существующих возможностей. Другая цель — улучшать возможности предприятия.
На каждой фабрике функциональные специалисты заняты в производственном и упаковочном отделах, а также в отделах контроля, планирования, хранения и конструкторских разработок. На фабрике «Ф» (с функциональным базисом организации) только производственный и плановый отделы подчинены производственному менеджеру и ответственному непосредственно перед директором за продукцию предприятия. Все остальные функциональные специалисты подчинены менеджеру, отвечающему за те или иные аспекты функционирования предприятия. На фабрике «П» (с «продуктовым» базисом организации) все функциональные специалисты, за исключением технического отдела, подчинены производственному менеджеру.