Первым примером является исследование неформальных организационных структур. Здесь внимание сосредоточено на переменных, которые не включены ни в одну из рациональных моделей. Ясно, что сторонники неформальной организации расценивают эти переменные не как произвольные отклонения или ошибки, а как типичные адаптивные действия людей в проблематичных ситуациях. Согласно этим представлениям, формальная организация — спонтанный продукт функционального развития, необходимый в сложных организациях для адаптации системы и ее выживания.
Второй пример более глобален, но менее исследован. Эта школа рассматривает организацию во взаимодействии с ее окружением. Взгляды этой школы наиболее сильно выражены
Ч. Бернардом, а в эмпирических исследованиях представлены П. Селзником. Он приходит к выводу, что организации — не автономные объекты; даже самые лучшие планы менеджеров имеют непреднамеренные следствия, связанные с другими сложными организациями или социальными группами, от которых организация зависима.
Ясно, что в отличие от стандартного рационального подхода, эта область исследований сосредоточивается на переменных, не поддающихся полному контролю организации и, следовательно, не содержащихся внутри закрытой системы логики. Ясно также, что взаимозависимость организации и среды можно расценивать как неизбежную или естественную, как адаптивную или функциональную.