Если совокупные валовые частные сбережения как доля ВВП демонстрировали удивительную стабильность, то этого нельзя было сказать о соотношении их основных компонентов: сбережениях домохозяйств и сбережениях бизнес-сектора. После 1965 г. и особенно после 1982 г. объем валовых сбережений домохозяйств как доля ВВП снижался, а объем валовых сбережений бизнеса как доля ВВП в равной мере рос (см. пример 9.4). Последнее стало возможным из-за постоянного увеличения амортизационных отчислений как доли ВВП.
Правительство и домохозяйства постоянно обмениваются платежами: правительство — федеральное, штата и местное — взимает налоги с домохозяйств и бизнеса и осуществляет выплаты домохозяйствам и бизнесу. Когда федеральное правительство получает взносы на социальное страхование от работников, которые мало что выделяют на сбережения из своих доходов, а затем посылает чеки на сопоставимые суммы бенефициарам, которые тоже мало что направляют на сбережения, общее влияние этого на валовые внутренние сбережения пренебрежимо мало. Но когда налоги, получаемые от плательщиков с более высоким доходом, передаются бенефициарам с более низким доходом, валовые внутренние сбережения уменьшаются на размер переданных средств, намного превышающий разницу между нормами сбережения групп с высоким доходом (высокая) и бенефициаров социальных выплат (низкая).
Но для определения объема вытеснения сбережений расходами на выплаты нельзя просто сравнивать средние нормы сбережения, облагаемых налогом домохозяйств, и бенефициаров. Здесь нужно сопоставлять предельные нормы. Например, небольшое сокращение подоходного налога с домохозяйства-миллионера очень мало или совсем не влияет на уровень расходов на потребительские товары и услуги. Таким образом, почти все, что дало уменьшение налога, пойдет на сбережение. Предельная норма сбережений на этом уровне дохода приближается или равна 100%.