Завершает системы каналов поля зависимости, в-пятых, блок над-эко- номических механизмов властно-идеологического воздействия «ядра» на систему клиентов корпорации. Это область своего рода политики и идеологии, только осуществляемых не государством (в данном случае понимаемым как система органов власти — управления и принуждения), а «ядром» корпорации. Последнее в этой своей функции обретает качество «квазигосударства», имея иную генетическую природу, нежели государство (отсюда приставка «квази»), ибо возникает на основе экономической власти корпоративного капитала, а не как продукт социальноклассовой борьбы (на поверхности явлений в современных капиталистических странах — политического процесса).
Эти каналы власти в прямом смысле слова формируются как результат негативного (регрессивного) снятия достижений социал-реформизма: в условиях «неолиберального термидора» некоторые функции государства как в определенной мере демократического института, представляющего (опять же в определенной мере — ее определяет соотношение социально-политических сил) интересы общества в целом, частично приватизируются номенклатурой крупнейших корпораций.
Крупнейшие корпорации (в настоящее время практически полностью — транснациональные):
оказывают влияние на формирование не только параметров рынка, но и на социально-институциональные параметры экономической жизни — то, что институционализм называет «правилами игры»; параметры правового поля и текущего государственного управления являются во все большей мере (о ее качественных и количественных параметрах подробнее — в разделе о политических формах гегемонии корпоративного капитала) определяются борьбой корпораций между собой; формирование выгодных тем или иным корпорациям (или их союзам) «правил игры», причем как формальных (правовое поле и т.п.), так и неформальных, является одним из важнейших каналов «поля зависимости», формируемого корпорацией;
приватизируют ряд функций государства по осуществлению легитимного насилия, формируя собственные системы «охраны», тайной и «явной» полиции, разведки и контрразведки, и/или подключают методы теневого (нелегитимного) насилия, и/или используют государственный аппарат насилия в своих узкоклановых или общекорпоративных целях, используя широкий набор методов принуждения и/или прямого насилия («частного» или с помощью государства) по отношению к «непослушным» объектам1 (вплоть до, как мы уже отметили, «ас