До того как мы сможем понять, какие политики стран-источников и стран-устроителей должны принять прямые иностранные инвестиции, нам необходимо рассмотреть иные толкования их рентабельности.
Одно из возможных толкований ПИИ состоит в том, что они являются просто другой формой международного потока финансового капитала, основанной на различиях в прибыли и рисках между странами. Хотя прибыль и риск должны иметь значение при принятии компаниями решений относительно того, использовать ли прямые инвестиции, эта финансовая теория прямых инвестиций недостаточна. Она не объясняет, почему эти международные инвестиции могут быть достаточно большими для установления административного контроля над иностранными компаниями. Если проблема состоит в переводе капитала из одной страны в другую, международные портфельные инвестиции могут выполнить это задание лучше, чем прямые инвестиции, производимые компаниями, чье основное занятие состоит в производстве и маркетинге.
Другое возможное толкование ПИИ состоит в том, что они являются продуктом совершенной конкуренции, при которой компании почти случайно функционируют более чем в одной стране. Этот подход также не является абсолютно достаточным. ПИИ — обычно не легкие или случайные, потому что проводить удачные операции и управлять ими в чужой стране трудно. Местные фирмы имеют врожденные преимущества в проведении операций в своем собственном окружении. Иностранная компания находится в невыгодном положении, потому что первоначально она не знает местных законов, обычаев, процедур, порядков и взаимоотношений. Следует также добавить, что иностранные компании несут дополнительные затраты при поддержании административного контроля Проводить операции на расстоянии дорого — дорого в том что касается транспорта, связи и особенно непонимания.
Что делает возможным преодоление иностранными компаниями врожденного невыгодного положения своего иностранного происхождения? Чтобы иметь успех, иностранная компания должна иметь особенные преимущества, которых нет у местных конкурентов в стра не-устроителе. Особые преимущества иногда лежат в технологии или патентах. Иностранные компании могут иметь доступ к большому количеству капитала — суммам большим, чем может быть у простой государственной компании. Или, как в случае с перегонкой нефти или металла, компания может координировать операции и инвестировать капитал на различных стадиях производственного процесса, и из-за высоких издержек инвентаризации и знания требований на каждой стадии она может экономить при синхронных операциях. Или компания может иметь маркетинговые преимущества, основанные на умелом использовании рекламы и иных методов продвижения товаров, которые устанавливают дифференциацию товаров — например, с помощью известных торговых марок. Или она может действительно иметь превосходное руководство. Но некоторые особые преимущества необходимы для того, чтобы компания могла преодолеть невыгодное положение проведения операций на расстоянии.
Ведущая роль особых преимуществ компании привела к тому, что ученые перешли от моделей простой конкуренции к перспективному объединению ПИИ с одним или более видами рыночной сади. Существуют два варианта, имеющих различные выводы для экономической политики: теория Химера и теория принадлежности.