Мы уже сравнили свободное международное кредитование с отсутствием международного кредитования и пришли к общепринятому выводу; свобода повышает мировой продукт и национальные доходы. Другой стандартный результат также исходит из анализа торговли: оптимальный для страны налог. Если страна выглядит достаточно серьезной для того, чтобы получить власть над мировым рынком нормы прибыли, она может использовать эту рыночную силу в своих целях, за счет других стран и мира в целом.
Можно сделать вывод, что Япония имеет рыночную силу. Ограничивая кредиты иностранным государствам, она может вынудить заемщиков Америки заплатить высокие процентные ставки (передвигаясь на северо-восток от точки Г к точке S). Давайте предположим, что Япония использует свою силу, облагая налог в 2 годовых процента стоимость активов, которые держат за рубежом лица, постоянно проживающие в Японии. Это увеличит ставку, которую заемщики Америки должны выплатить, и понизит ставку, которую внутренние кредиторы могут получить после выплаты налогов. Равновесие будет восстановлено, когда расхождение между иностранными и внутренними ставками составит только 2 процента налога. Это показано разрывом UVm на рисунке 26.1. Правительство Японии собирает совокупные налоговые поступления (пространства е и с), равные налоговой ставке, умноженной на международные активы, которыми Япония продолжает владеть после приспособления к налогу. Япония получает чистую прибыль от налогообложения кредитов иностранным государствам. Она вынудила Америку заплатить 6 процентов вместо 5 процентов на всю оставшуюся сумму долга. Эта надбавка, пространство е, достаточно высока для того, чтобы перевесить потерю Японией некоторых ранее доходных зарубежных кредитов (треугольник Ь). Установление такого налога на правильном уровне (который, возможно, вовсе не соответствует рассматриваемому нами налогу) предоставляет Японии оптимальный для страны налог на кредиты иностранным государствам.