Во-первых, излишнее кредитование или заимствование может появиться в результате государственных займов для финансирования правительственных политик, чрезмерных займов банков или стадного поведения кредиторов, ищущих то, что может принести большую прибыль. Для верховного долга, произведенного правительствами, кредитование может стать чрезмерным, даже если правительство способно расплатиться, потому что выгоды от дефолта превышают штрафы. Во-вторых, внешние шоки, как, например, повышение иностранных (особенно американских) процентных ставок, может вызвать отток капитала из развивающейся страны-заемщика и сделать выплату долга более проблематичной. В-третьих, заемщики, особенно банки, могут взять на себя слишком много нереадизуемых обязательств в иностранной валюте, которая становится очень дорогой для выплат, если местная валюта неожиданно обесценится. В-четвертых, страна-заемщик может занять слишком много, используя краткосрочные займы и облигации. Заемщик может испытать трудности, если иностранные инвесторы откажутся от рефинансирования или предоставления отсрочки выплаты платежа. И наконец, инфекция может распространить кризис из страны, первой испытавшей его, на другие страны. Эти другие страны могут быть уязвимы из-за проблем с их собственными политиками или экономическим функционированием, но инфекция из страны, первой вступившей в кризисную ситуацию, может привести иностранных кредиторов к страхам кризиса и оттолкнуть от кредитования этих других стран. Финансовые кризисы имеют элементы «самовозгораемой паники, при которой инвесторы боятся дефолтов и поэтому могут прекратить кредитование и потребовать скорейшей выплаты. Если многие кредиторы стараются сделать это одновременно, заемшик не может выплатить долг, что приводит к возникновению дефолта и кризиса.
Два основных типа международных попыток решения финансового кризиса — спасительные меры и реструктуризация долга. Спасительные меры предоставляют временное финансовое содействие, и могут помочь восстановить доверие инвесторов, ограничив инфекцию. В 1990-е гг. эти меры были существенными. Основной вопрос состоит в следующем: создают ли эти меры дополнительный моральный риск, при котором кредиторы верят, что они могут вкладывать капитал с наименьшим риском, потому что спасительные меры выведут их из трудной ситуации. Реструктуризация долга пытается сделать обслуживание долга более управляемым для страны- заемщика. Отсрочка выплаты долга переносит сроки платежа на будущее, а сокращение долга понижает сумму платежа. Реструктуризация может быть трудновыполнимой, потому что каждый отдельно взятый кредитор надеется на «бесплатный проезд», при котором другие кредиторы реструктуризируют долг, в то время как он получит полную оплату вовремя. «План Брэ- ди» установил процесс успешной реструктуризации банковского долга во время кризиса 80-х гг. Из-за правовых положений международных облигаций он трудновыполним.
Существует большое количество предложений относительно реформирования «международной финансовой структуры» с целью сокращения частоты финансовых кризисов. Некоторые из них радикальны и невероятны, а другие спорны. Несколько предложений широко поддерживаются: правительства развивающихся стран должны проводить твердые политики, они должны предоставлять улучшенные сведения кредиторам и инвесторам, которые используют их при принятии решений, должны минимизировать краткосрочные долги и улучшить регулирование и надзор за своими банками. Одно спорное предложение состоит в том, что правительства развивающихся стран должны больше использовать контроль притоков капитала. В то время как это может оіраничить избыток кредитования, краткосрочные займы и подверженность инфекции, это также может сократить и прибыли, получаемые от международных займов.