Едва ли не самый главный «вызов» economics связан с изменением параметров поведения человека, его ценностей и мотивации. Неоклассическая экономическая теория в основе своей исходит из понимания человека как homo economicus, а рациональность его поведения (после некоторого рода манипуляций с идеей максимизации полезного эффекта) сводится к максимизации стоимостного, денежного дохода при минимизации затрат ресурсов, прежде всего труда. При этом подразумевается, что мотивация может быть шире, что человек может преследовать, ориентироваться не только на стоимостные ценности, но в практическом приложении, при анализе рыночных процессов, основные ценности и мотивы так или иначе сводятся к узкоэкономическим, к измеряемым деньгам.
Между тем рождение мира культуры, лежащего «по ту сторону материального производства», и превращение репродуктивного труда в творческую деятельность, с одной стороны, качественным образом изменяют параметры мотивации, превращая саму деятельность как таковую, сам процесс созидания в стимул, мотив и результат труда. С другой стороны, сами потребности оказываются ограничены, ибо их удовлетворение всякий раз оказывается связано с необходимостью затраты времени, труда, энергии на сам процесс «потребления», который в данном случае выступает как распредмечивание (ограничимся только одним примером: удовлетворение основной потребности ученого — в новом знании — есть сложнейший труд).
Заметим: и здесь в последние десятилетия неоклассическая теория сумела «открыть» (едва ли не столетие спустя после марксизма) наличие у индивидов долгосрочной альтруистической мотивации: стремление человека не только к максимуму денег и минимуму труда, но и к счастью, солидарности и т.п. (мы об этом уже писали в I томе). Но это «открытие», к сожалению, мало что изменило. Поглощенные неоклассической методологией авторы и качественно новый тип деятельности качественно новых людей, преследующих качественно иные, нежели максимизация денежного дохода, цели пытаются анализировать исключительно с точки зрения построения моделей оптимизации их решений, применяя старые подходы к решению качественно новых проблем и получая в результате весьма плоское отражение некоторых рыночноподобных «закономерностей» функционирования участников социальных движений, НПО, добровольческой деятельности и т.п., но игнорируя новое качество их бытия.