Для понимания противоречий последнего мы должны подняться в нашем исследовании на более высокий уровень и взглянуть на процесс эволюции общественной экономической формации в целом. Собственно, именно в этот период человечество впервые сталкивается с ограниченностью механизмов «царства необходимости»: интернациональное обобществление производства требует сознательного регулирования, иначе (при сохранении монополистически-капиталистической формы) возникает глобальная (способная породить и порождающая мировые войны) угроза обществу со стороны, его собственной господствующей силы — государственно-монополистического капитала.
Несколько забегая вперед, отметим, что эта необходимость была вполне логично выражена в теории «ультраимпериализма», где была показана возможная превратная1 форма интернационального сознательного регулирования2. Ленинская критика этой теории (межимпериалистические противоречия раньше приведут к революциям и распаду интегративных тенденций)3 вполне подтвердилась: на пути к интеграции империалистических держав мир прошел через торжество и распад «Мировой социалистической системы», две мировые и десятки локальных войн, лишь в XXI веке подойдя к вызовам новой «протоимперии».
Но об этом в самом конце нашей работы. А сейчас промежуточный вывод: противоречия общественной экономической формации (в частности, рост обобществления) в началеXX века приводят к тому, что общество оказывается способно и в некотором смысле вынуждено (к этому его толкают противоречия империализма) разрушать самое себя в глобальном масштабе. Мировая война становится важнейшим механизмом такого саморазрушения.
Неслучайно именно в этот момент возникает и первая устойчивая попытка создать новое общество — социалистические революции, победившие в России и породившие, позднее, качественно отличную от капитализма общественную систему, которая называла себя социалистической. Но это тема других работ.
Итак, Первая мировая война, социалистические революции, начавшиеся в 1917 г., и Великая депрессия показали, что монополистический капитал сам по себе может привести к краху капиталистической системы, продемонстрировав очевидную ограниченность первого шага приспособления капитала к новым условиям.