К человеку, к общественным институтам, к нашей экономической и социальной жизни мы тоже можем относиться как к культурным феноменам. И если для нас капитализм есть не просто мир, в котором мы живем и которому мы подчиняемся; если мы рассматриваем те же деньги или капитал как феномены, которые подлежат критическому исследованию, — если мы поступаем так, то в этом отношении даже эти феномены рассматриваются нами с точки зрения Человека культурного, с точки зрения диалога с общественным миром, который мы воспринимаем через критическое распредмечивание.
Итак, культура, живущая в процессах опредмечивания и распредмечивания, есть мир со-творчества и диалога, в котором едины деятельность по опредмечиванию и распредмчиванию, ее результаты и «средства», сам участник диалога — творец, Человек. В такую деятельность-со-творчество люди вступают как Личности, а не функции материального производства или отчужденных социально-экономических отношений, отчужденных отношений в сфере духовного производства. Такой диалог, такое со-творчество есть ключ к вратам будущего мира, лежащего «по ту сторону материального производства»1 — миру креатосферы.
И в этом (но и только в этом) смысле Сократ и Маркс, Моцарт и Маяковский, Эйнштейн и Эйзенштейн — все они выполняют роль своеобразного апостола Петра, стоящего у входа в мир креатосферы2.
При этом мы отнюдь не уходим исключительно в царство идей. В основе культуры лежит сугубо материальный процесс творческой деятельности общественного человека.
Более того, намеренно повторим, само рождение человечества и прогресс материального производства в основе своей обязаны именно этой способности человека к творческой деятельности, к изменению мира не по законам естественной, природной целесообразности, а по законам общественной жизни: труд (в данном случае, наверное, точнее было бы использовать понятие «деятельность»3) как творчество является родовой сущностью человека.
Однако на протяжении всей предыстории эта родовая сущность, во-первых, проявляет себя лишь как исключение, прогресс творческого саморазвития человека идет крайне медленно; во-вторых, эта человеческая сущность, этот творческий потенциал проявляют себя преимущественно в превратных формах и подчинены миру отчуждения. Более того, в условиях «царства необходимости» творческая деятельность человека служит прежде всего решению утилитарных проблем: повышению производительности труда в материальном производстве, совершенствованию систем общественного разделения труда, развитию новых и более сложных форм материального и духовного отчуждения.
Безусловно, в предыстории присутствуют творчество как саморазвитие человека, прогресс культуры и т.п. Но они присутствуют как (1) исключение и (2) антитезы господствующему социальному содержанию этого мира отчуждения, Прогресс подлинной культуры в мире предыстории есть антитеза подчиняющему человека типу производительных сил (в частности, разделению труда), отчужденных и отчуждающих — сущностные силы Человека — производственным отношений и других социальных форм. Культура в пустыне предыстории — это родник, который постепенно из ручейка превращается в реку, которая способна напоить живительной влагой отдельные оазисы со-творчества, но не может (и в эпоху предыстории никогда не сможет) превратить в цветущий сад все пространство жизнедеятельности человека или хотя бы большую его часть. Этот ручеек культурного процесса, культурной жизни развивается в жестких и жестоких рамках мира отчуждения и под его влиянием, постоянно «замутняясь» им. Интенсификация этого потока, его очищение, превращение культуры в доминирующий фактор социального прогресса и есть тот процесс, который подлежит исследованию в данной работе.
Нам предстоит (еще и еще раз подчеркнем это) посмотреть, каким образом может человеческая предыстория как целое достигнуть точки своего самоотрицания и шаг за шагом породить (через качественные, и в этом смысле революционные, изменения) новый мир — мир, лежащий «по ту сторону» отчуждения, «по ту сторону» материального производства, «по ту сторону» духовного производства отчужденных форм общественного сознания.
Таким образом будет построена и структура заключительной главы нашей Прелюдии. Рассмотрев сначала процесс самоотрицания материального производства, мы перейдем к исследованию перехода от отчужденных социально-экономических отношений к новым формам, которые преодолевают это отчуждение; наконец, мы попробуем понять, как культура вытесняет духовное производство отчужденных форм общественного сознания.