Подчинение капиталу свободного времени — это относительно новое явление, характерное именно для позднего капитализма, ибо «классическая» модель капитала предполагала, что экономическая власть капитала над рабочим заканчивается за пределами фабрики. Безусловно, политическая и идеологическая власть капитала была и раньше частью капиталистической общественно-экономической формации. Но ранее это был феномен «надстройки»1. Новое в этом явлении — формирование производственных отношений, в и посредством которых осуществляется и подчинение капиталу свободного времени (формальное подчинение Человека), трансформация свободного времени во время досуга.
Механизмы этого подчинения и этой трансформации хорошо известны и тесно сращены с феноменами «общества потребления» и си- мулятивного бытия (мы писали о них в одном из разделов предыдущей главы) — от масскультурного и массмедийного манипулирования до «культуры» шопинга и рекламы. Гораздо интереснее содержание этого феномена, раскрытое зарубежными исследователями еще в 1960-е годы2.
Содержательно процесс реального подчинения капиталу потенциально свободного времени состоит, как мы уже сказали, в том, что капитал трансформирует природу нерабочего времени, превращая его во время досуга. Последнее становится временем воспроизводства человека как функции рынка и капитала, а не как свободно и гармонично развивающейся личности.
Содержание первого — манипулятивно-навязанная технология потребления товаров и услуг, являющаяся по преимуществу технологией массового и/или симулятивного потребления. Содержание второго — распредмечивание феноменов креатосферы. В первом случае вы выполняете технологические процедуры, навязанные вам капиталом. Вы либо стандартно потребляете массовые реальные и симулятивные блага, проводя время в супермоллах и мечтая о новом «Форде» (вариант для бедных и низшего среднего класса), либо стандартно «выделяетесь» из общей массы при помощи стандартных же процедур (то ли превращаясь в каких-нибудь «готов», то ли вариант для «высшего среднего класса» — пользуясь одним из прорекламированных бутиков и стоя в очереди на коллекционный «Бентли»). Во втором случае вы индивидуально развиваетесь в мире культуры и/или творите историю.
Сферы первого — шопинг и иные виды стандартного и все более си- мулятивного потребления, интернет-серфинг, масскультура и иные формы «расслабления» (вплоть до наркотиков как абсолютно завершенной формы симулятивного досуга). Сферы второго — образование и воспитание Человека (а не узкого профессионала — частичного работника), наука, искусство, рекреация общества и природы, социальное творчество (участие в жизни гражданского общества).
Перефразируя и несколько смягчая одного из современных российских писателей можно образно сказать, что еда (утилитарное потребление) производит фекалии и мусор, а мечта (творчество, распредмечивание) — историю и культуру.
Существенно, что, однако, в некоторых анклавах социального пространства-времени (в социализированных, частично ограниченных обществом формах своего бытия) капитал временами отступает, обеспечивая развитие и собственно свободного времени. Более того, это отступление для него необходимо, ибо без развития креатосферы невозможен современный технологический прогресс, а значит и накопление капитала. (Здесь вновь «работает» наша методология анализа диалектики трансформаций: «старая» система для своего укрепления должна частично отступать, давая простор развитию ростков «новой» и переходным отношениям.)