Методология анализа социальной реальности при помощи выделения содержания и превратных форм, порождаемых противоречиями данного содержания, — эта методология, раскрытая нами в I томе, будет крайне полезна для данной работы. И здесь, и далее нам придется иметь дело с превратными формами не только «царства необходимости», но и иных процессов — рождения постиндустриального, постматериального общественного бытия, творческого труда, новых человеческих отношений. Все эти феномены также будут приобретать превратные формы, рождаясь как снятие «царства необходимости», но до кризиса и краха последнего, в его рамках.
По-видимому, здесь будет небесполезно еще раз (как и в случае с отчуждением) «поиграть» в дефиниции и поискать определение культуры и связанных с ней процессов со-творчества. Безусловно, это определение будет только первым приближением к раскрытию этой сложнейшей категории, но, в любом случае, использование понятия подразумевает необходимость хоть как-то его описать.
Описание культуры может быть следующим: это мир со-творче- ства, мир, в котором индивиды вступают в отношения распредмечивания и опредмечивания, а не в отношения производства и потребления2.
Соответственно, отношения распредмечивания и опредмечивания могут быть определены как своего рода «экстракция» (если говорить о распредмечивании) деятельностной человеческой сущности из предметов, которые даны человеку в его общественных отношениях или ее «воплощении» (если говорить об опредмечивании) в предмете3.
Приведем лишь несколько примеров. Когда вы используете книгу лишь как вещь, если она для вас — не источник культурных ценностей, а всего лишь килограмм-полкилограмма бумаги с краской на ней, то для вас это — материальный продукт, который можно потреблять: вы можете ее использовать как пресс или подставку под чайник.
Если вы ставите книгу на полку только для того, чтобы создать стильный интерьер в квартире или похвастать дорогим раритетом — вы используете ее как отчужденный социальный феномен.
Но если вы берете и используете эту книгу как источник для размышлений и со-чувствований, если вы вступаете в диалог с автором этой книги, пытаетесь понять его мысли, чувства, стремления, ценности, если они находят отклик (не важно — положительный или отрицательный) в вашей душе, в ваших действиях, в вашем творчестве — в этом случае вы распредмечиваете эту книгу как феномен культуры; она для вас предстает как общественная культурная ценность.
Точно так же вы можете поступить не только с продуктом художественной или научно-образовательной деятельности (книгой, файлом, фильмом, записью музыки, картиной). Вы можете точно так же взглянуть и на любой предмет материального производства. Даже если станок, который, казалось бы, уже не может быть использован иначе как для производства деталей, вы будете рассматривать с точки зрения инженера, то он может предстать в новом качестве. Стараясь понять, какая технология опредмечена в этой машине, как можно изменить параметры ее деятельности или, может быть, создать новую машину, улучшив технологию, опредмеченную в данном агрегате, вы рассматриваете станок как культурную ценность. Для вас в этом отношении, в этой деятельности он существует не как средство производства, а как феномен культуры.