Характерный для рынка труд обособленных, независимых от других производителей; труд, создающий материальные продукты, вещи, — такой труд оказывается неадекватен развертывающимся в массовых масштабах тенденциям развития творческого содержания труда, генезиса креатосферы.
Дело в том, что, как уже было отмечено, товарное производство подразумевает обособление труда, а также отчуждение продуктов (результатов) и мотива деятельности от непосредственного производителя. Между тем творческий труд по своему содержанию является всеобщим и предполагает, что мотив деятельности и ее цель состоят в развитии человека в процессе труда, в процессе со-творчества, опредмечивания и распредмечивания феноменов культуры, и этот результат неотчуждаем1.
Сказанное позволяет сделать промежуточный вывод: в процессе генезиса «царства свободы» отрицание сущностных сторон товарного производства включает по меньшей мере два аспекта.
Первый процесс происходит в рамках собственно материального производства по мере приближения его к постиндустриальной стадии, по мере прогресса его обобществления.
Второй связан с развитием творческого содержания труда, с генезисом деятельности и отношений, лежащих собственно «по ту сторону материального производства», переходом к доминированию креатосферы, мира культурных ценностей.
Далее. Выше мы уже показали, что творческая деятельность не требует признания своей общественной значимости через отчуждение ее результата, обмена вещи на другую вещь. Если это так, то перед нами снятие формы стоимости.
Существенно, что в рамках первого процесса снятия рынка, связанного с обобществлением труда и производства, на смену выражению общественной необходимости труда в вещи, потребительной стоимости другого товара через обмен, колебание спроса и предложения и т.д., должны прийти новые механизмы нестоимостной редукции труда в рамках сохраняющегося в «царстве свободы» материального произ- водстваі. Показанные выше материальные основы генезиса нового общества позволяют сформулировать следующую гипотезу решения проблемы учета и соизмерения затрат [репродуктивного] труда, не прибегая к стоимостным (рыночным) механизмам.
Что же касается снятия товарных отношений (в частности, формы стоимости) в пространстве креатосферы, то здесь общественная необходимость результата творческой деятельности (культурной ценности, человеческих качеств) не требует особого выражения ни в деньгах, ни в нормах2. Такая деятельность получает признание своей ценности непосредственно, причем как на индивидуальном уровне (через саморазвитие автора-творца), так и в общественном масштабе (в пространстве- времени распредмечивания созданных данным творцом феноменов мира культуры)3.
Она предполагает снятие общественного разделения труда и подразумевает диалектическое отрицание закона стоимости как закона, который регулирует распределение труда по сферам деятельности и пропорций между ними.