В стратегическую верхушку входят люди, ответственные за организацию в целом — главный руководитель (который может называться президентом, директором, управляющим, Папой и т.д.) и другие руководители высшего уровня, чьи обязанности распространяются на всю организацию. Сюда входят также те люди, которые обеспечивают непосредственную поддержку высших менеджеров — секретари, помощники и т.д. В некоторых организациях стратегическая верхушка включает исполнительный комитет (так как его обязанности являются универсальными), в других — правление, состоящее из двух-трех человек, выполняющих обязанности главного руководителя. Задачей стратегической верхушки является обеспечение наиболее эффективной работы организации, а также удовлетворение потребностей тех, кто каким-либо образом контролирует организацию — владельцев, государственных учреждений, профсоюзов, влиятельных групп. Отсюда вытекают три группы обязанностей.
Первая — прямое руководство. Ввиду того, что организация зависит от механизма координации, именно менеджеры стратегической верхушки и среднего звена и должны его обеспечивать. Среди задач менеджмента, связанных с прямым руководством, можно выделить: распределение ресурсов, включая разработку самой структуры; распределение людей и ресурсов по задачам; определение порядка работы; утверждение основных решений, принятых работниками; поддержание порядка, включая разрешение конфликтов, обид и иных помех; наблюдение, включая надзор за действиями работников; распространение информации; управление, включая обеспечение организации персоналом, его мотивацию и поощрение. По сути, прямое руководство есть обеспечение четкой работы всей организации как единого механизма.
Управление организацией не исчерпывается прямым руководством. Поэтому организации даже с минимальными потребностями в прямом руководстве, основанные на взаимной согласованности или профессионализме, также нуждаются в менеджерах. Во вторую группу обязанностей стратегической верхушки входит поддержание внешнего образа организации, ее контакты с окружающей средой. Менеджеры стратегической верхушки должны тратить значительную часть своего рабочего времени на представительскую деятельность, информируя влиятельных лиц из окружающей среды о деятельности организации; на общественные связи, для обеспечения контактов на высшем уровне; на наблюдение, в целях его использования для получения информации; на контакты с теми, кто хотел бы влиять на цели организации; на переговоры, когда речь идет о важных соглашениях; наконец, на церемонии, например, прием важных клиентов. (Кто-то однажды, определил менеджера, и не совсем в шутку, как человека, который встречается с посетителями, чтобы все остальные могли выполнять свою работу).
Третья группа обязанностей связана с развитием стратегии организации. Стратегия может быть рассмотрена как связующая сила между организацией и окружающей средой. Разработка стратегии включает, следовательно, интерпретацию окружающей среды и установление закономерностей в потоках организационных решений, в целях взаимодействия со средой. Таким образом, управляя имиджем организации, менеджеры стратегической верхушки развивают ее понимание окружающей средой, а выполняя обязанности по прямому управлению, они стараются приспособить стратегию к ее потребностям, пытаясь поддерживать темп изменений таким, чтобы он был чувствительным к среде, но не разрушительным по отношению к организации. Высшие менеджеры ищут эффективные пути для выполнения «миссии» организации, иногда пытаются даже изменить эту «миссию». Например, в производственной фирме менеджер может решать, какие именно технические системы больше подходят для рабочего ядра, какие каналы распределения наиболее эффективно выводят продукцию на рынок, наконец, какая продукция должна выпускаться. Высшие менеджеры тратят, обычно, большую часть своего времени на различные проекты по улучшению работы, посредством которых они пытаются навязать своим организациям стратегические изменения. Конечно, процесс разработки стратегии не столь тривиален — в каких-то случаях другие части организации и даже рабочее ядро могут играть активную роль в разработке стратегии; в других случаях сами стратегии появляются почти спонтанно, в ходе постепенной реакции менеджеров на внешние обстоятельства. Но ясно одно — из всех пяти частей организации именно стратегическая верхушка играет обычно наиболее важную роль в разработке ее стратегии. Работа на данном уровне характеризуется минимумом повторяемости и стандартизации, значительной осторожностью и сравнительно длительными циклами принятия решений. Предпочтительным механизмом координации менеджеров самой стратегической верхушки является взаимное приспособление.