Аргумент, развиваемый Д. Пфеффером, по его собственным оценкам, достаточно прост: работы по менеджменту многофункциональны; потенциально все эти функции являются жестким компонентом идеологии и ценностей; такие темы, как власть и политика, существенно несовместимы с развитыми ценностями и идеологией; следовательно, разумно игнорировать темы, которые снижают значимость функций, избранных для анализа, что включает тенденцию игнорирования темы власти и политики.
Какие функции выполняют работы по менеджменту? Ответ можно начать с выяснения того, кто читает книги по менеджменту. Здесь выделяются три важные категории: студенты и аспиранты, в рамках программ по менеджменту; практикующие менеджеры; общественность.
Что касается студентов, то достаточно общепризнанной является точка зрения, согласно которой важнейшая функция биз- нес-образования состоит в социализации. Конечно, социализация важна в любом образовательном процессе, однако ее значение специально не отмечается при обучении таким, например, дисциплинам, как медицина и право. С другой стороны, есть данные о том, что социализация играет существенно важную роль при подготовке молодых менеджеров. Социализация включает внедрение норм и ценностей, которые являются центральными для профессиональной деятельности и которые полезны для организации, в которой профессионал намеревается работать. Не существует нормы более важной для наличной практики й идеологии менеджмента, чем норма рациональности. Рациональность и модели рационального выбора фокусируют внимание на развитии технологии для более эффективного достижения целей, таких как прибыль или эффективность. Предприятие ориентируется в направлении развития альтернатив, развитие тонких технологий оценки альтернатив, их возможных последствий и обобщение информации, обеспечивающей оценку процесса в этом специфическом измерении. Менее заметным в этом процессе рационального выбора является происхождение целей или критериев, кто выигрывает и кто теряет при принятии решений оптимизировать эти частные критерии в противоположность другим.
Д. Пфеффер предполагает, что ролью предпочтений в выборе альтернатив пренебрегали не случайно. Вокруг предпочтений возникает конфликт интересов. Такой конфликт может быть причиной отклонений от целей, которые не соответствуют тем, кто удовлетворен существующим порядком. Главное здесь в том, что даже при обсуждении предпочтения критериев как средства, ин- струментализирующего природу целей, таких как прибыли или эффективность, возникают угрожающие вопросы. Все нормативные теории менеджмента, даже с преобладанием в них экономики, проблем организационного развития, неизбежно политичны в том смысле, что каждая из них базируется на определенных предположениях о мире и, следовательно, осуществляет индоктрина- цию этих предположений. В результате происходит бессознательное или полусознательное принятие имплицитных ценностей широким кругом участников. Некоторые участники могут что-то выиграть от этих ценностей, другие — потерять.
В социализации профессиональных менеджеров имеются некоторые детали, которые явно отличаются от социализации других профессионалов. Во-первых, в отличие от докторов, юристов, в меньшей степени бухгалтеров, профессиональный менеджер не будет практиковаться в относительно маленьких организациях с четкой структурой партнерства. Скорее он будет работать в более крупных организациях, которые структурированы как корпорации. Таким образом, социализация будет акцентироваться на развитии ценностей, обслуживающих интеграцию менеджеров в крупных организациях. Очевидно, принятие легитимного авторитета в иерархической структуре является более важным в социализации менеджеров. Социальным ценностям придается подчеркнутый универсализм и рациональность, что повышает легитимность оперирующей ими организационной системы.