По большей части рост производительности происходит постепенно. Опробование и отбор новых идей, приведение их в соответствие с рыночными требованиями, прежде чем они повысят национальный уровень производства, требует времени.
Прогнозирование производительности, исходя из темпов появления новых изобретений и патентов, всегда считалось проблематичным. Только когда экономическая инфраструктура готова к использованию инновации, эта инновация способна проложить себе дорогу и внести вклад в производительность. Как заметил историк экономики из Стэнфорда Пол Дэвид в 1989 г., чтобы крупная инновация привела к увеличению почасовой выработки, нередко требуется несколько десятилетий. В моей книге «Эпоха потрясений» отмечается, что после показательной электрификации Эдисоном Нижнего Манхэттена в 1882 г. для электрификации половины американских заводов потребовалось около четырех десятилетий. До тех пор, пока после Первой мировой войны не сменилось целое поколение многоэтажных фабрик, электрическая энергия не преобладала над паровой. Дэвид красноречиво объясняет причины этой задержки. Даже самые современные в то время заводы не годились для широкомасштабного внедрения и использования преимуществ новой технологии. Они были ориентированы на так называемый групповой привод, громоздкую систему валов со шкивами, передающими энергию из централизованного источника — парового двигателя или водяной турбины — ко всем станкам предприятия. Чтобы избежать потерь энергии и поломок, длину приводных валов приходилось ограничивать. В результате предприятия росли вверх, с одним или несколькими валами на каждом этаже, при этом каждый вал приводил в движение группу станков26.