Среди наиболее важных факторов была глобализация в ее многочисленных проявлениях. С восстановлением остального мира импорт товаров и услуг в США стал оказывать все возрастающее давление на занятость в сегменте со средним доходом, особенно там, где были сильны профсоюзы. Доля рабочих, занятых в частном секторе и входящих в профсоюзы, снизилась, как отмечено в главе 9, с 35% в
1950 г. до 7% в 2013 г. Количество забастовок или угроз начать забастовку — самое сильное оружие работников в 1950-е гг. — быстро сократилось. В 2013 г. число бастующих составляло менее 4% от среднего числа бастовавших в 1950-х гг. Резкий рост коэффициента Джини, начавшийся в 1970-х гг., отражает в определенной мере снижение влияния профсоюзов.
Но пока газеты занимало постепенное вытеснение американских рабочих мест в Китай, на международной сцене появлялось все больше людей со «сверхвысокой оплатой труда», которые оказывали возрастающее давление на коэффициент Джини. Этот тренд лучше всего иллюстрирует появление Beatles в 1960-е гг. Четыре нестриженных молодых человека довольно скромно зарабатывали в Англии. Но когда они взорвали мировую сцену и вышли на огромный международный рынок записей и выступлений перед большими аудиториями, их доходы резко возросли. Если бы в их распоряжении не было систем глобального передвижения и распространения информации, они так и закончили бы свои годы в Ливерпуле в относительной безвестности. Главное, однако, то, что Beatles не уникальны. В их компанию на вершине пирамиды доходов вошли известные спортсмены и представители шоу-бизнеса.
Без реактивных самолетов суммы их доходов были бы гораздо меньше.
Неравенство доходов в образовательной среде
Тренд к сверхвысокой оплате труда, порожденный глобализацией, угрожает затронуть и образование
— сферу, традиционно наименее подверженную неравенству доходов. Раньше преподавание было локальным, а аудитории — маленькими. Зарплаты отражали экономику процесса — обучение или один на один, или максимум один на несколько сотен. Но ситуация стоит на пороге изменений. Суперпрофессора ряда наших крупнейших университетов уже вышли в онлайн и взаимодействуют одновременно со многими тысячами слушателей. Это скоро приведет к тому, что мир преподавания станет другим, не похожим на тот, что ограничен классной комнатой. Конечно, нужно время, чтобы такие бесплатные лекции стали источником дохода университетов, а значительная часть поступлений начала оседать в карманах суперпрофессоров, но это вполне может сдвинуть вверх коэффициент Джини в образовании.