В конце Второй мировой войны навыки, которые давала американская высшая школа, превозносились по всему миру. Студенты со всех концов света ценили образование в США, — образование, которое они не могли получить у себя на родине. Студенты стремились получить диплом наших университетов, ситуация не изменилась и сейчас. Но наши системы начального и среднего образования отставали. Данные по статусу американских учащихся, опубликованные в Международном сравнительном исследовании качества математического и естественнонаучного образования за 1995 г., повергают в шок. Эти данные, а также сравнимые по масштабам провалы нашего полного среднего образования дали толчок к изменениям, которые, очевидно, улучшили уровень американских учащихся в последние годы.
Однако как ухудшение школьного образования в прошедшие два десятилетия отразилось на способности получать доход у тех, кто ходил в школу 10 лет назад? К настоящему моменту следовало бы ожидать, что ухудшение качества образования выльется в снижение экономических результатов, особенно производительности и ее индикатора — реальных доходов. Данные, тем не менее, не говорят о наличии такого тренда. Соотношения доходов домохозяйств в группах, где главы семейств имеют возраст 15-24 года, 35-44 года и 45-54 года, сохраняли в 2012 г. стабильность. Это означает, что провалы в области образования могут еще сказаться на экономической результативности части рабочей силы, и я должен подчеркнуть, что иной исход сложно представить. Но этот симптом сам по себе еще ничего не доказывает, наталкивая на мысль о том, что корни неравенства доходов лежат в других зонах экономических деформаций.