Считается, что банки играют особую роль в экономике. Они находятся в центре системы платежей, которая способствует заключению сделок в экономике» Они принимают вклады от населения, которое верит в то, что банки выплатят вклады в будущем, но если это доверие нарушено, вкладчики бегут в банк, так как тгытаются быстро вернуть свои деньги. И эти наплывы могут перейти на другие банки, создавая риск того, что банковская система прекратит функционирование. Правительства верят в то, что они должны защищать банки, гарантируя вкладчикам, что они смогут получить назад свои деньги, для предотвращения перехода проблемы одного банка на систему в целом. Но руководство банка затем начинает брать на себя слишком большой риск, потому что правительственная гарантия обеспечивает спасение, если риски усиливаются (иной случай морального риска). Сильное правительственное управление и надзор за банками необходимы также для того, чтобы следить за тем, не берет ли банк на себя слишком большой риск, В развивающихся странах банки часто особенно важны, потому что банковские кредиты также являются основным источником финансирования местного бизнеса. Биржевые и фондовые рынки часто недоразвиты. Но управление и надзор правительства за банками в развивающихся странах зачастую весьма слабы. При слабом регулировании банки начинают более рискованную деятельность. Банки делают займы, основанные на взаимоотношении «близкий друг капитализм», предоставляя займы директорам банков, менеджерам, друзьям директоров и менеджеров, политически важным людям и их деловым партнерам. Банки подвергают большому риску валютный курс, занимая иностранную валюту для финансирования займов в местной валюте (для проведения торговли). Банки оперируют с небольшим количеством собственного капитала, и очень вероятно, что они возьмут на себя риск и попросят у правительства помощи. Следует также добавить, что правительство часто оказывает непосредственное влияние на решения, о предоставлении кредитов в пользу заемщиков, основанные на правительственной стратегии экономического развития.
Таким образом, при слабом надзоре и скрытой или явной гарантии того, что правительство спасет банки в трудную минуту, банки начинают брать слишком много иностранных займов (и кредиторы с радостью предоставляют так много кредитов), и, вероятнее всего, банки создадут риск непогашенных валютных обязательств. Финансовый кризис становится более вероятным, Появляется явная необходимость для правительственного регулирования и надзора за местными банками в странах-заемишках. Регуляторы должны потребовать от банков использовать лучшую бухгалтерию и скрывать больше информации от общественности, использовать оценку риска и управления при допущении риска для того, чтобы сократить степень подверженности риску, для распознавания «плохих» займов и принятия мер предо- спгорожности против них и для того, чтобы иметь больший собственный капитал. Регуляторы должны хотеть распознавать слабые банки для того, чтобы настоять на изменениях в их деятельности и управлении этими банками и для того, чтобы закрыть их, если они становятся неплатежеспособными. Также правительство, возможно, должно разрешить работу большего количества иностранных банков на территории страны, потому что эти иностранные банки приносят в страну улучшенный менеджмент и технологии для контроля над рисками.
Теоретически предложение по улучшенному банковскому регулированию и надзору в развивающихся странах не вызывает сомнений. Проблема состоит в исполнении. Здесь вероятно политическое сопротивление со стороны банков, заемщиков — последователей «близкого друга капитализма» и от официальных лиц, которые теряют некоторую власть над прямыми кредитами банков. Даже если политическое сопротивление может быть преодолено, существует также нехватка людей с навыками эффективного регулирования работы банков.
Регулирование и надзор над банками совершенствовались в некоторых странах, как, например, в Мексике, и будут продолжать совершенствоваться в развивающихся странах и дальше, но этот процесс, вероятно, будет медленным.