Важное отличие тарифа от квоты заключается в том, что переведение тарифа в квоту, которая допускает точно такой же объем импорта, может перевести потенциальную монополию в действующую и еще больше сократить благосостояние. На рисунках Е1 и Е2 показан данный процесс.
Рисунок Е1 возвращает нас к случаю установления тарифа на продукт, на который существует мировая фиксированная цена Рг При повышении внутренней цены до Рх тариф сокращает импорт до Мх и вызывает максимальный объем потерь благосостояния b и d, точно так же, как и в главе 1, На рисунке Е1 доказывается, что это результат влияния тарифа, даже если существует только один внутренний производитель Хотя тариф приносит производителю некоторую дополни тельную экономическую ренту, представленную пространством а, он также оставляет ему счетчик цены, так как любая попытка установления более высокой, нежели Р^ цены предоставит покупателям возможность изменения всего их спроса на импорт. Сталкиваясь с ровной кривой спроса, он не изменяется больше, чем Р], и тарифные убытки общества выражаются только bud.
Квота, показанная на рисунке Е2, «эквивалентна» тарифу лишь в одном случае, когда она также разрешает тот же самый объем импорта М} < Но в руках единственного внутреннего производителя она ведет себя лучше, чем тариф, который оставляет ее с наклонной кривой спроса на ее продукт, резко ограничивая покупательскую способность избегать ее, производя покупки за рубежом. Понимая это, внутренний производитель (тайно) позволит ее цене подняться до наивысшего уровня, что максимизирует прибыль. Для такого монополиста данная высокая цена понизит объем спроса и выработки до уровня предельных издержек и предельных доходов. Эта высокая цена — Р2 и более ограниченный уровень внутреннего производства — Sr Квота, таким образом, понижает внутреннее производство, а внутренняя цена становится даже выше, чем соответствующий тариф. Производство S2 с квотой и монополией ниже, чем производство 5, с тарифом, и монопольная цена Р2 выше чем Рг
Когда внутренняя монополия создается квотой, государство в целом несет такие же убытки от сокращения импорта, а также дополнительные потери от монополии. На рисунке Е2 сокращение импорта показано пространствами bud с тарифом, а издержки новой монопольной власти показаны затемненным пространством. Все эти площади представляют собой упущенную возможность разрешить потребителям покупать те товары, которые стоят государству меньших затрат, чем дополнительные покупки стоили потребителям. Удерживая производство на уровне 52, а импорт на уровне М,, квота и монополии не дают потребителям получить удовольствие от покупок, которые они приобрели по цене, превышающей PQt хотя предельные издержки от приобретения дополнительных единиц такие же низкие, как и кривая предельных издержек или мировая цена, какой бы низкой она ни была.