График показывает стоимость номинального валютного курса валют стран — членов ЕС, например немецкой марки, по отношению к другим валютам, показанным в виде индекса стоимости = 100 в марте 1979 г. — году основания Механизма валютного контроля. Первоначально членами валютного механизма были Германия, Нидерланды, Бельгия, Ирландия, Франция, Италия и Люксембург. (Люксембургский франк — то же самое, что и бельгийский франк, поэтому они показаны в виде одной кривой.) Бельгийский франк, датская крона, французский франк, итальянская лира и ирландский фунт были обесценены во время пересмотра реальных курсов в ЕВС в период с 1979 по 1987 гг. Испания присоединилась к МВК в 1989 г., Великобритания — в 1990 г, а Португалия — в 1992 г. Великобритания и Италия вышли из состава МВК в 1992 г, и их валюты быстро обесценились. Австрия, чья валюта эффективно искусственно поддерживалась по отношению к немецкой марке в течение нескольких лет, присоединилась к МВК а 1994 г, Финляндия — в 1996 г., а Греция — в 1998 г. Италия вновь вошла в состав МВК в 1996 г. За исключением ирландского фунта, стоимость немецкой марки и других валют стран — членов МВК оставалась в основном ровной с конца 1993 г. и до конца 1998 г.
Кроме этою, во время общего голосования в 1992 г, Дания отказалась от Маастрихтского договора, и ожидалось, что на приближающемся голосовании Франция поступит точно так же. Эти голосования увеличили степень сомнения относительно конечного валютного союза, а также сомнения относительно текущего перехода стран к фиксированному валютному курсу. Наконец, отказ от контроля капитала означал, что международные инвесторы и дельцы могли быстро перевести большое количество финансового капитала и валюты из одной страны в другую. Официальная защита фиксированных валютных курсов была затруднена перед лицом этих больших спекулятивных потоков.
Так как международные инвесторы и дельцы перешли к ожиданию девальвации валют стран — членов МВК по отношению к немецкой марке, большое количество капитала утекло, и центральные банки увеличили массивную защиту. Италия и Великобритания сдались и вышли из системы. На рисунке 24Л показано быстрое обесценивание фунта стерлингов и лиры, как только они перешли на свободное колебание В течение следующего года спекулятивные атаки продолжались. Испанская песета обесценилась трижды, португальское зскудо дважды, а ирландский фунт один раз.
Другая обширная спекулятивная атака началась в июле 1993 г. В результате 1 августа 1993 г. МВК изменил разрешенный предел колебаний валютного курса до +/—15 процентов (хотя курс между немецкой маркой и гульденом оставался фиксированным в пределах 2,25 процента). Хотя предел увеличился, изменений не происходило, Валютные курсы между валютами стран — членов МВК были спокойными в течение нескольких лет, в основном оставаясь в пределах или близко к 2,25-процетлгному коридору. Однако в марте 1995 г песета и эскудо снова были девальвированы. В конце 1994 г Австрия присоединилась к МВК, так как вступила в ЕС, Вход австрийского шиллинга был несложным. Он эффективно поддерживался в близости к немецкой марке в течение многих лет, как показано на нижней части рисунка 24.1. Как показывает эта короткая история, МВК прояснил многие слабые и сильные стороны фиксированного валютного курса, которые обсуждались в первой части данной главы. Валютные курсы МВК были в целом ровнее, чем плавающие курсы в этот же период, хотя случающиеся время от времени изменения мешали стабильности. Фиксированные курсы оказывали давление на другие страны — члены МВК для сокращения их уровней инфляции к уровню Германии. Различия в целях между Германией и несколькими другими странами — членами МВК в начале 90-х гг. привели к напряжению в системе, и эти страны не могли использовать валютную политику для восстановления внутреннего баланса. Отмена контроля капитала сделала труднодостижимой защиту фиксированных валютных курсов с помощью официальной интервенции в 1992 и 1993 гг. Фактически несколько стран временно усилили или ужесточили свой контроль капитала как часть их усилий по защите валютного курса. Эти контролирующие действия помогли зашите фиксированных валютных курсов, но противоречили попыткам совета создать единый рынок ЕС.