До тех пор пока транспортные издержки и торговые барьеры достаточно низки, ПИИ могут быть использованы для снижения общих затрат, располагая различные стации производства в разных странах. При ПИИ компания может поддерживать полный контроль над этой международной производственной деятельностью, как если бы она сама проводила все стадии производства в своей родной стране. Например, разработка и дизайн новых товаров и улучшенные методы производства таких электронных товаров, как телевизоры или коммуникационное оборудование, могут проводиться в одной стране, производство деталей — в нескольких других странах, сборка конечных продуктов может производиться еще в каких-либо странах, а дизайн, менеджмент и распространение продукции могут осуществляться в третьих странах. Когда мы покупаем такой товар сегодня, мы покупаем международный бутерброд на добавленную стоимость, которая в разных странах прибавляется к последней стоимости, которую мы платим,
В сравнении с ситуацией, при которой компания большую часть этой деятельности проводит в одной стране, ПИИ приводят к увеличению торговли, так как объем производства компании распространяется на другие филиалы в различных странах. Каждая стадия производства может быть расположена в зависимости от преимуществ сравнительных затрат страны (или в случае маркетинга или распространения, в зависимости от необходимости размещения в непосредственной близости от покупателей конечного продукта). Например, дизайн и разработка производятся в странах (часто в родной стране), изобилующих инженерами и другой квалифицированной рабочей силой, а сборка производится в странах, изобилующих менее квалифицированными работниками. В данном случае ПИИ являются пропорциональной торговлей, причем большая ее часть производится между филиалами компании, так как детали, произведенные филиалами в одних странах, передаются филиалам, расположенным в других странах для сборки, а собранный конечный продукт переправляется другим филиалам по всему миру для продажи конечным потребителям.
Торговля между головными компаниями и филиалами, задействованными в различных стадиях производства, показывает, что ПИИ и торговля могут иногда дополнять друг друга. Хотя большинство ПИИ не используется непосредственно для расположения различных стадий производства в разных странах. Подавляющее большинство филиалов, напротив, в основном дублируют производственную деятельность головной компании или филиалов, расположенных в других странах.