Если правительство отдаст предпочтение фиксированному курсу обмена, оно обязано продумать меры его защиты, если неофициальные спрос и предложение «выталкивают» реальный валютный курс за рамки допустимого диапазона колебаний. В целях защиты можно применить один или несколько из четырех способов:
1) использовать официальную интервенцию на внешнем валютном рынке, где центробанк будет покупать и продавать валюты, чтобы повлиять на спрос и предложение;
2) ввести валютный контроль с целью ограничения некоторых или всех аспектов спроса и предложения;
3) изменить отечественные процентные ставки, чтобы повлиять на краткосрочное движение капитала;
4) провести корректировку макроэкономики с целью изменения неофициального спроса и предложения.
Правительство также может воспользоваться пятым способом — сдать свои позиции, изменив фиксированный валютный курс (в сторону повышения или понижения) или перейти к системе плавающего курса обмена.
Правительственная интервенция на внешнем валютном рынке тесно связана с операциями с официальными валютными резервами и платежным балансом страны. Если посредством интервенции власти стремятся оградить отечественную валюту от подешевения, им необходимо скупать свою и продавать иностранную валюту на внешнем валютном рынке. Что касается источников иностранной валюты, предназначенной для продажи во время интервенции, правительство может воспользоваться официальными резервами или взять взаймы. Это позволит стране профинансировать дефицит платежного баланса. Если, напротив, власти стремятся не допустить подорожания отечественной валюты, они должны ее продавать, покупая при этом иностранную валюту- Правительство может использовать приобретаемую иностранную валюту для наращивания официальных резервов или для возврата предыдущих займов. В этом случае страна будет иметь положительное сальдо платежного баланса.
Зашита фиксированного валютного курса с помощью одной интервенции сработает и будет экономически разумной в том случае, если дисбаланс платежей имеет временный характер и возможна его самокорректировка. При данном подходе спекулянты не могут выполнять те же стабилизирующие функции, а власти должны правильно спрогнозировать долгосрочную величину обменного курса. Если эти два условия не будут выполнены, центробанку не удастся профинансировать дефицит и положительное сальдо при фиксированном курсе обмена.
Защита с помощью валютного контроля нанесет урон, сходный с тем, который возникает при введении квоты на импорт, при этом следует учитывать и значительные административные издержки. Попытки избежать валютного контроля, включая подкуп официальных лиц и развитие нелегального «параллельного» рынка, снижают его реальную эффективность.
Успехи или неудачи того или иного валютного режима исторически зависят от серьезности кризисов, которым данной системе приходилось противостоять» Фиксированный курс Золотого стандарта успешно работал до 1914 г., в основном в силу большей стабильности экономики того периода. Многим странам удавалось поддерживать фиксированный валютный курс, так как при данном курсе они имели положительное сальдо балансов и им не приходилось добиваться этого за счет сокращения масштабов макроэкономики. Главная страна с дефицитом платежного баланса, Великобритания, могла контролировать движение валютных резервов в краткосрочном периоде, контролируя кредит в Лондоне, но ей ни разу не пришлось прибегнуть к защите фунта стерлингов от длительных нападок. Во время спокойного довоенного периода даже режимы с плавающим обменным курсом демонстрировали стабильность (за исключением двух случаев).